История адыгов, черкесов и их фамилий. Адыги и черкесы – наследники атлантов Территория племен черкесов в 16 веке

:
Турция :

Археологическая культура Язык

Черкесский (Кабардинский)

Религия Расовый тип Происхождение Есть также люди с фамилией «Черкес». Подробнее .

В настоящее время за рубежом этноним Черкес продолжает употребляться в отношении потомков черкесских мухаджиров , а также потомков черкесских мамлюков , проживающих в адыгской диаспоре . Иногда этнонимом «черкесы» обозначают не только адыгов , но и представителей всех северокавказских народов, также изгнанных или переселившихся за рубеж в ходе и после окончания Кавказской войны.

В настоящее время в России термин Черке́сы (самоназвание: адыгэ ) помимо указанного выше значения является обозначением адыгов , проживающих в Карачаево-Черкесии Адыгеи Кабардино-Балкарии(Россия). Черке́сы имеют численность 73,2 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии - 56,5 тыс. человек (пер. 2010). Проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесской республики.

Настоящая статья именно о «черкесах» в административно-территориальном значении термина, а не о черкесском (адыгском) народе в целом.

История

Этноним

Черкесы в СССР

В 1921 на Северном Кавказе образована Горская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе СССР. В январе 1922 образована Карачаево-Черкесская Автономная область в составе СССР. В неё вошли часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. Населявшие эту республику адыги (самоназвание) сохранили иноназвание черкесы.

26 апреля 1926 Карачаево-Черкесская АО поделена на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ (с 1928 г. автономная область). По переписи 1926 года в СССР было зафиксировано 65 270 черкесов , а по переписи 1959 года их численность снизилась до 30 453 человек .

С 1957 - вновь Карачаево-Черкесская АО в составе Ставропольского края. С 1992 - Карачаево-Черкесская Республика. Перепись 1970 года зафиксировала 39 785 черкесов , а по перепись 1989 года численность черкеского населения в СССР выросло до 52 363 человек .

Язык

Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Одежда

Файл:Цей зэпылъ.jpg

Традиционный мужской костюм - черкеска (цей ) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами - что бы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (адыгское хьэзыр - готовый) - прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще - костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку. Крайние кармашки, расположенные почти подмышками, использовались для хранения сухих щепок на растопку. Позже, с появлением ружей, где порох воспламенялся не фитилем или кремнием, а капсюлем, крайние кармашки стали использоваться для хранения капсюлей. черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого цвета у князей (пщы ), красного у дворян (уэрк ), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (къэптlал ) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (гъуэншэдж, гъуэнчэдж ) с широким шагом к низу сужались. Папаха (пыlэ ) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы (упщlэ пыlэ ). Башлык (щхьарыхъуэн, шъхьарыхъон ) шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка (щlакlуэ, кlакlуэ ) - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь - чувяки (вакъэ ) шились из сафьяна красного цвета, как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы (лъей ) - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал (къамэ ) - рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненым - что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки (сэшхуэ ), но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Адыги (Черкесы) носили кинжалы типа - Кама (кинжал) , либо типа -Бебут , которые ко всему прочему имели функции оберега , использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Восточный кинжал типа - Джамбия был распространен у убыхов и шапсугов . Из сабель , в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась Сабля мамлюкского типа , либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел .

Адыги (Черкесы) всегда при себе имели небольшой нож (жан ), который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Пища

В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Национальное блюдо, либжа (шыпс) - курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Это блюдо также является национальным у абазин , но называется дзырдзой. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью (бжыныху шыпс). После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бэхъсымэ (мэхъсымэ) (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки и пироги (лэкъум, дэлэн, хьалывэ, хъыршын).

Медицина

По данным французского агента шведского короля Карла XII Абри де ла Мотрэ, задолго до 1711 г. в Черкесии владели навыками массового оспопрививания . Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у черкесов в селении Деглиад: «… производили прививку маленькой девочке четырех или пяти лет… Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться» и т. п. Напомним, что только 14 мая 1796 г. английский аптекарь и хирург Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фипсу.

Культура и Религия

В древней культуре адыгов (черкесов) центральное место занимает морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековой историей народа.

В фольклоре центральное место занимает нартский эпос , положительные герои которого служат образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуакlуэ). Распространены песни-плачи (гъыбзэ ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Черкесские поговорки: «Шапсуг не любит жечь порох », «смерть наездника в бою - плач в его дому, а потеря оружия - плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением» и др.

Забытый обычай

Из истории известно, что в древности у черкесов бытовал Обряд воздушного погребения (обряд не совершается более 150 лет).

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  2. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. Заключение РАН об этнониме Черкес и топониме Черкесия
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. К проблеме происхождения кобанской культуры и её локальных вариантов
  6. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано
  7. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  8. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  9. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

Ссылки

Литература

  • Казиев Шапи , Карпеев Игорь. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в.
  • Черкесы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 354
  • Адыгская(черкесская) энциклопедия.

См. также

  • Черкесское мухаджирство и Черкесский день траура
  • Черкесы-франки

Вокруг происхождения и обозначения адыгов как черкесов много споров. В этой статье приводятся не все доводы и исторические факты, подтверждающие ниже изложенную версию. Подробное освещение каждого факта истории может утомить читателя и размыть цель статьи, поэтому хочу обратить внимание на произведения, которые являются как культурным, так и историческим достоянием человечества. Но без краткого обзора черкесского общества, его моральных и этических норм невозможно представить возникновение этнонима «черкес», и какую морально-психологическую нагрузку возлагали и возлагают на черкесов другие народы, именуя адыгов «черкесами». До сих пор в представлении многих народов «черкес» означает воин.

Согласно сказаниям адыгского героического эпоса «Нартхэр», черкесы ещё со времен матриархата создали морально-правовой кодекс «Адыгэ хабзэ» и адыгский этикет «адыгагъэ». По Б.Х.Бгажнокову, в «адыгэ хабзэ нет и, по определению, не может быть норм, неподконтрольных адыгской этике, противоречащих её принципам и идеалам. Наконец, из этого следует другой очень важный вывод: не обращаясь к природе адыгагъэ, невозможно понять и во всей полноте представить специфику адыгэ хабзэ. «Адыгство – это механизм ментальной организации и этической рационализации фактов и отношений, действительности, социально заданный способ конструирования социальной реальности. Но это вместе с тем и свобода выбора и осуществление желаемого или возможного в рамках определённого морального континуума, когда при всём разнообразии стилей мышления и поведения сохраняется дух и общая направленность моральных законов». «В системе адыгской этики пять постоянств: цIыхугъэ-человечность, нэмыс — почтительность, акъыл — разум, лIыгъэ — мужество, напэ — честь».

«В период феодализма в социальной структуре адыгского общества доминирующее положение занимал класс профессиональных воинов-рыцарей – уэркъ». «Отношение уорков между собой и другими сословиями определялись и регулировались обычным феодальным правом. Но дополнительно к этому сложились и действовали такие институты, как уэркъыгъэ — рыцарская этика (или рыцарский моральный кодекс) и уэркъ хабзэ – рыцарско-дворянский этикет». «В чём же особенности рыцарской этики, как выглядит она на фоне общеадыгской этики или адыгства? Первое, что следует отметить — повышенные требования, предъявляемые к рыцарю. В системе уэркъыгъэ круг обязанностей, связанных с каждым из названных принципов, был гораздо шире, разнообразнее, и, я бы сказал, жёстче, чем в общеадыгской этике. Например, до аскетизма доходило отношение к некоторым элементарным потребностям и желаниям: предосудительным считались сооружение благоустроенных жилищ, жалобы на экономические трудности, недомогания, холод, голод, жару, страсть к нарядам, излишнее любопытство. Мало того, дожить до седин – и то казалось постыдным. Полагалось принять смерть в молодом или юном возрасте, совершая очередной подвиг, то есть прожить жизнь короткую, но яркую, полную опасных приключений. Что касается князей (пши) и первостепенных дворян (тлекотлешей), то они не были уорками в собственном сословном смысле этого слова. И тем самым оставались вне, точнее над, оппозицией «рыцарь- крестьянин». Тем не менее, именно князья считались и на самом деле были элитой адыгского рыцарства и самыми ревностными хранителями и носителями рыцарской этики, ничуть не уступая в этом отношении уоркам».

История черкесов это постоянные войны за выживание, за сохранение идентичности языка и культуры. Многие известные завоеватели в разные века свидетельствовали о полном разгроме и покорении края, занимаемого черкесами. Однако это не отвечало действительности. В условиях постоянных войн в черкесском обществе возник институт наездничество «зекIуэ», где строго соблюдались законы рыцарской этики «уэркъыгъэ». Согласно А.С.Марзея, «истоки обычая наездничества очень древние и лежат в эпохе так называемой «военной демократии». Адыгский героический эпос «Нарты», возраст которого более 3000 лет, рисует нартов чрезвычайно воинственным и отважным народом. Основу многих сюжетов нартского эпоса составляют военные походы. «ЗекIуэ» в адыгском языке означает военный поход с целью захвата добычи и приобретения славы за пределами своей малой родины. Но «зекIуэ» — не только военный поход, но ещё и путешествие, то есть это процесс во времени и пространстве. Во время этого путешествия совершались набеги (теуэ). Но, кроме того, во время этих походов совершались посещения, визиты к друзьям, сопровождавшиеся пирами, взаимными дарами, заводились новые знакомства в чужих и родственных народах.

По своей значимости в социальной жизни, в духовной атмосфере институт наездничества играл значительную роль в жизни адыгов. По представлению черкесов, отдать жизнь, героически защищая свою родину, было намного проще, чем добиться репутации знаменитого наездника. Поэтому, последнее, по их мнению, сложнее и престижнее. «Не защита аулов и имущества составляли славу черкеса, — писал Н.Дубровин, — но слава наездника, а эта слава, по мнению народа, приобреталась за пределами родины». «Чем дольше за пределы родины совершался поход, тем он был престижнее. Отсюда и широкая география походов: Днепр, Волга, Дон, Дунай, Малая и Средняя Азия, Закавказье, о чём свидетельствуют народные предания и исторические документы. «По свидетельству И.Бларамберга, «до тех пор, пока не была учреждена кавказская линия, черкесы проникали вплоть до берегов Волги и Дона и пресекали всякие отношения между Азовом, Грузией и Персией». «Начало войны, согласно фольклорным данным, в старину сопровождалось официальным её объявлением. При этом, в рамках наглядной дипломатии использовался коммуникативно-значимый предмет: противнику отправлялась сломанная стрела – знак объявления войны».

Чтобы показать свои мирные намерения потенциальным противникам воины- черкесы оставляли в колчане три стрелы, которые были видны издалека, что до сих пор сохранилось на флаге адыгов-черкесов. Кроме того подтверждали словами, где наряду с другими словами звучало ключевое слово «аса» — мир, «ды аса» — мы мирные. По Ш.Ногмову, (адыгско-черкесский просветитель, живший на Северном Кавказе в первой половине 19 века), который ссылается на фольклорные данные, адыги-черкесы воевали с гуннами, аварами, хазарами и другими народами.

Согласно русским летописям, князь Святослав в 965 году разгромил Хазарский каганат. По Новгородской летописи, Святослав привёл с собой много касогов, что сохранилось в адыгских преданиях о совместных походах в домонгольский период. Для Руси, имевшей торговые отношения с другими странами, немаловажно было знать политическую ситуацию на черноморском побережье. Русские спрашивали об этом у касогов (адыгов-черкесов), которые торговали или служили у русских князей. Часто в ответ слышали в разных вариациях слово «асага», что дословно с касожского означало «мир», т.е. «аса» — мир. (Буква «к», как русская приставка служит в слове «касог», как обозначение куда, к кому).

Согласно М.А.Кумахову, во многих черкесских словах типа «тыгъэ»- подарок, «бжыгъэ» — число, «вагъэ» — пашня, «тхыгъэ» — письменность — «гъэ» (га) является обще-адыгским суффиксом прошедшего времени в субстантивных причастных образованиях.

Согласно русской летописи, князь Владимир разделил свои владения между сыновьями. Тмутараканское княжество (на Тамани, Северный Кавказ) досталось Мстиславу. По Карамзину, Тмутаракань стала в дальнейшем убежищем обделённых русских князей. Это имеет место в «Слове о полку Игореве»:

В Тмуторокани ступает Олег

В стремя златое-

А звон тот слышит внук Ярослава,

Давний великий Владимир Всеволодович,

И в Чернигове по утрам ворота замыкает.

Тот факт, что перед дружиной Мстислава предстали касожские полки во главе с князем Редеди, говорит о том, что касожские полки не были разгромлены Святославом. Редедя вызвал Мстислава на поединок и погиб. По результатам поединка и закону того времени семья и владения касожского князя Редеди стали принадлежать Мстиславу. Это нашло отражение в поэме «Слово о полку Игореве»:

Мудрому Ярославу,

Храброму Мстиславу.

Что зарезал Редедю

Перед полками касогскими

Пресветлому Роману Святославичу.

В дальнейшем Мстислав женил старшего сына Редеди на своей дочери и с объединённым войском вернулся на Русь, где в ряде сражений нанёс поражение своему брату Ярославу Мудрому и в 1025 году добился раздела Руси на две части: западную и восточную с Черниговым, где Мстислав и княжил. Многие русские дворянские фамилии, такие как Лопухины, Ушаковы и другие возводят своё начало к сыновьям Редеди Роману и Юрию. Всё это свидетельствует о тесной связи русских и касогов (черкесов). Но такая связь существовала не только в описываемое время. Согласно статьи А.В.Шевченко «Антропология населения южно-русских степей в эпоху бронзы» прослеживается антропологическая связь населения бронзового века Северного Кавказа с населением Средней Европы.

«По мнению В.П.Алексеевой, нынешняя понтийская группа популяций представляет собой грацилизированный вариант протоморфного кавкасионского типа (1974. стр. 133). На краниологических и соматологических материалах носителей адыго-абхазской языковой общности крупнейший исследователь народов Кавказа М.Г.Абдушелишвили отметил антропологическое сходство выделенного им адыгского типа с группами северного происхождения (1964 стр. 78 — 79)».

Чтобы попасть на берег Чёрного моря, славянам необходимо было пройти через земли касогов (черкесов). Так обстояли дела не только в 11 веке, но и намного позднее в 15 веке. Так, князь Матреги (сегодня г. Тамань) Захарья Гуйгурсис (по генуэзским материалам Захария де Гизольфи) был сыном знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и зятем адыгского князя Березоху (Базрука). Женитьба на дочери Берзоха (1419 г.) дала в удел де Гизольфу принадлежащий Березоху город Матрегу. С того времени Матрега находилась в двойном подчинении – генуэзцев и адыгских князей. Так, в 1482 году Захарья направил в Геную письмо с просьбой прислать денежную субсидию для уплаты отступного адыгским (черкесским) князьям, которым Захария не мог отказать: «Если им не давать, то станут врагами, а мне нужно, во всяком случае, их иметь на своей стороне». Не получив ответа, Захария дважды — в 1483 и в 1487 году, обращался к Ивану Третьему — к русскому царю. Из выше изложенного мы видим, что словосочетание – «через касогов» у русских естественным путём трансформировалось в сокращённое «черкас» (через касогов). Так русские в дальнейшем стали

называть касогов (адыгов-черкесов). По «Истории России» Карамзина, ещё до монгольского нашествия Тмутаракань перестаёт упоминаться в русских летописях как владение русских князей. После нашествия монголо-татар на Русь и на Кавказ, в отношении адыгов появляется этноним «черкес». Вполне допустимо, что от русских монголо-татары переняли название, изменив букву «а» на букву «е» — черкас на черкес. Созвучие этого этнонима можно найти в языках других народов. С монголо-татарского «черкес» означает «пересекающий путь», что соответствует и русскому названию слова «черкас» — через касогов. Но и без русских монголы, а до них половцы, хазары и другие не могли обойти черноморский берег Кавказа, куда свозилось большое количество рабов и товаров на продажу. К этому берегу путь лежал через земли касогов (адыгов — черкесов), которые взимали дань или грабили. После завоевания Кавказа монголо-татарами, часть касогов сами стали в положении рабов и массами продавались на Ближний Восток. В основном, из этой среды в дальнейшем сформировалась династия мамлюкских султанов Египта. В египетских хрониках 12 века адыги — черкесы упоминаются как «джаркас» — черкас. Но ещё долгое время, и после трёхсотлетнего монголо-татарского ига на Руси, и при Иване Грозном, и при Петре Первом, и позже адыгов русские называли «черкасами». Так, в 1552 году в Москву прибыло официальное посольство от Черкасов (адыгов). Как было записано в русской летописи: «Приехали к Государю Царю и Великому князю Черкасские государи князи: Машук-князь, да князь Иван Езбозлуков, да Танашук-князь бити челом». В 1561 году произошло знаковое событие женитьба Ивана Грозного на дочери старшего князя Кабарды Темрюка (Темиргоко) Идарова Гошаней, в новокрещении Мария. Старший сын Идарова – Солтануко принял крещение. Другие Идаровы (Камбулатовичи, Сунгалеевичи), начиная с 70-х годов 16 века, постепенно выехали в Москву на службу к русским государям, крестились и получили общеродовое имя Черкасских. К середине 17 века Черкасские прочно заняли лидирующее положение среди боярской аристократии по богатству и политическому влиянию. Один из Черкасских был воспитанником Петра Первого, а другой Генералиссимусом и т.д. Русские цари, начиная с 90-годов 17 века, наряду с другими титулами в свою титулатуру включали «Кабардинские земли черкасских и горских князей государь». Постепенно, в течение времени тюркское название «черкес» вытеснило название «черкас». Это было связано с разными причинами, в том числе и с активным участием черкесов в монголо-татарских, а в последствии турецких завоеваниях. Черкесы, как и другие покорённые монголами народы активно участвовали в политической жизни и военных походах Золотой орды, что отмечалось многими историками тех времён.

По сведениям арабского путешественника Ибн-Батута, черкесы-адыги не только принимали активное участие в войнах монголо-татар, но и во время наибольшего могущества Золотой орды при хане Узбеке в столице Сарайчике был «черкесский квартал».

М.Н.Карамзин ссылается на русские летописи, говоря, что хан Узбек посещал Северный Кавказ, отправляясь к горам Черкасским. Во времена соперничества в Золотой Орде в 14 веке Тохтамыша и Тамерлана (Тимура), черкесы выступили на стороне Тохтамыша. После разгрома Тохтамыша первый удар на Кавказе Тимур направил против черкесов. Как писал персидский историк Низам-ад-дин Шами. Посланные войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса. Даже последний полководец Тохтамыша Утурку был настигнут самим Тамерланом в местности Абаса (Абаза) под Эльбрусом.

Международные отношения черкесов на Северном Кавказе описаны во многих книгах и летописях многих народов, в частности, в книге А.М.Некрасова «Международные отношения и народы Кавказа в15-16 веках». Из вышеизложенного мы видим, что, начиная с 12 века, адыгов прочно именуют черкесами во всех восточных (арабских и персидских) и западноевропейских источниках.

Распространению этнонима «черкес» способствовала военная служба черкесов в Османской Турции и в ряде стран. Многие черкешенки были жёнами султанов – пашей (генералов). Так в 16 веке в самый расцвет Османской империи старшей женой турецкого султана Сулемена, прозванного в Европе Великолепным, и матерью официального наследника трона была черкесская княжна Конокова. При осаде турецкими войсками Сулемена I Австрийской столицы г. Вены, в город смог пробиться только один всадник, который отказался сдаться в плен и был убит австрийцами, в нарушении приказа тогдашнего короля Австрии Фердинанда — взять живым. Выяснив имя и национальность героя, Фердинанд I назвал одну из площадей г. Вены Черкесской площадью и установил в честь героя памятник в назидание потомкам.

Во время русско-кавказской войны 1763-1864 г.г. этноним «черкес» стал широко употребляться в отношении всех жителей Северного Кавказа, когда не было необходимости перечислять национальность из-за несоизмеримого числа адыгов и занимаемой ими площади по отношению к другим народам Кавказа. Перечисление (упоминание) всех русских и зарубежных писателей, историков, поэтов, живописцев, художников, посвятивших свои статьи, поэмы, картины, труды о Кавказской войне и о кавказцах, в частности о черкесах, займёт не одну страницу. Но не упомянуть о Пушкине А.С., великом русском поэте невозможно. Как писал В.Г.Белинский: «С лёгкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветной страной». Сегодня многие, подражая царским генералам, при освещении истории Кавказской войны 19 века изображают черкесов «хищниками», что только разбоем добывали себе на жизнь. Тогда откуда такие строки в поэме А.С.Пушкина «Кавказский пленник»: «Уж меркнет солнце за горами

Вдали раздался шумный гул

С полей народ идёт в аул.

Сверкая светлыми косами.

Пришли, в домах зажглись огни.

Помимо А.С.Пушкина все, кто посещал Черкесию в разные времена, отмечали трудолюбие черкесов. Кроме этого А.С.Пушкин в своём четверостишии отмечает роль черкесов на Кавказе:

Теснится средь толпы еврей сребролюбивый

Черкес – Кавказа дикий властелин,

Болтливый грек, турок молчаливый

И важный перс, и хитрый армянин.

Отношение царизма к горцам и отношение передовой части интеллигенции, выступавшей с сочувствием к горцам и осуждением методов ведения войны царизмом полярно разные. Бессмысленную жестокость царских войск

на Кавказе, античеловеческую политику царя и царских генералов, бесконечные военные экспедиции, не считаясь с потерями (за один год погибало более 25 тысяч солдат), когда за одну кампанию уничтожались десятки селений. Свидетельств тому множество: от отчётов царских генералов до свидетельств иностранцев, посещавших Кавказ. Приведу лишь записи главнокомандующего царскими войсками на Кавказе П.А.Ермолова: «Мы старались всех мужчин вырезать, жён отдавать офицерам, а скарб солдатам». Сегодня это можно сравнить только с фашизмом. Чтобы всё это как-то оправдать перед обществом, царская пропаганда рисовала горцев Кавказа, наряду с черкесами, дикарями, что разительно отличалось от действительности. Прибывая на Кавказ, русские после застойной крепостнической России поражались образу жизни, мышлению, гостеприимству, отваге, любви к Родине жителей Кавказа, и тому духу свободы, которая царила на Кавказе.

Их веру, нравы, воспитание,

Любил их жизни простоту.

Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту,

И лёгкость ног, и силу длани…

Героическая борьба кавказских народов за независимость закончилась трагедией целого черкесского этноса, когда 90% основного коренного населения Северо-Западного Кавказа – черкесов, абазин, оставшихся в живых после Кавказской войны, вынуждены были эмигрировать в Турцию. «С покорением Западного Кавказа, — пишет И.П.Короленко, — пал древнейший народ, называвшийся черкесами. Остатки этого народа задержались в Закубанском крае среди русских поселений».

Из множества зарубежных писателей, эмиссаров, путешественников, посетивших Кавказ в 19 веке, однозначно обозначивших адыгов как черкесов, хочу обратить ваше внимание на знаменитого французского писателя А.Дюма, который, путешествуя по России, в 1859 году посетил Кавказ. В это время после покорения Восточного Кавказа царизм перебросил все войска против черкесов. А.Дюма объездив весь Кавказ, не смог посетить черкесов из-за военных действий на Западном Кавказе. Но, несмотря на это, А.Дюма, перечислив одиннадцать народов Кавказа и их места обитания, отмечает черкесов: «Адыгское или черкесское племя населяет пространство от горы Кубани до устьев р. Кубани, потом тянется до Каспийского моря и занимает Большую и Малую Кабарду».

Массовое насильственное выселение черкесов, абазин и других народов Кавказа в Османскую империю полно драматизма и освещено многими писателями и историками – очевидцами во многих странах мира. Так 21 мая отмечается всеми черкесами во всём мире как «День траура по погибшим в Кавказской войне 19 века». История черкесской диаспоры полна героизма и драматизма, уважения и гордости за черкесов, за его сыновей и дочерей. Описание этой истории займёт не одну книгу, поэтому приведу строки из «Адыгской (черкесской) энциклопедии»: «В наши дни свыше 3 млн. черкесов проживает в ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы, США, СНГ, Всего более чем в 40 странах мира. Количество зарубежных черкесов в несколько раз превышает численность черкесского населения Северного Кавказа. Преобладающая часть их живёт в Турции, около 80 тыс. в Сирии, около 65 тыс. в Иордании. Как в этих странах, так и в Европе за адыгами утвердился этноним «черкес».

Сегодня, живущие на исторической Родине черкесы вместе с русскими разделили, все катаклизмы и перипетии истории. Ни одно произведение и публикации, относящиеся к событиям 19 века на Кавказе сегодня в России не запрещаются, какой бы горькой правда ни была. Новая Россия не правопреемница царского самодержавия. Б.Н.Ельцин, первый Президент России, публично обозначил официальное мнение и взгляд на эту войну как на колониальную и захватническую, выразил сочувствие и скорбь по отношению к черкесам как к наиболее пострадавшим в этой войне. Адыги-черкесы Северного Кавказа с надеждой ориентированы на Россию, и в наших силах, чтобы эта надежда стала верой в светлое будущее России.

Сегодня на исторической Родине в России в Кабардино-Балкарии балкарцы между собой называют кабардинцев черкесами. В Краснодарском крае и в Адыгее русские и другие народы неофициально называют адыгейцев черкесами. В Карачаево-Черкесии все проживающие народы, кроме абазин, называют адыгов черкесами. Только внутри себя адыги подразделяются на кабардинцев, абадзехов, шапсугов итд.

Черкесский народ, территориально разобщённый на своей исторической Родине, разбросано проживающий по всему миру, помнит о своём этническом родстве, уважает мужество, человечность, открыто и с достоинством смотрит в будущее, сохраняя свой язык, обогащая свою культуру, воспитывая в детях добрососедство, любовь к Родине, к своему народу. Испокон веков, во всём мире черкесов отличали благодаря закону «Адыга Хабза». У черкесов говорят: «Если у тебя в сознании присутствует адыгский кодекс ты нигде не пропадёшь», имея ввиду, что не потеряешь свое человеческое лицо, с достоинством выйдешь из всех ситуаций, будь то война, работа, семья, общественная жизнь. Но «самая страшная опасность для любой нации, — пишет В.Х.Болотоков, — таится в уничтожении генофонда и национального духа, когда народ, отказываясь от сознательного национального мышления, предпочитает погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращённым и разложившимся сбродом».

Этноним «черкес» по отношению к адыгам употребляется во всём мире. И на исторической Родине в России на Кавказе всех адыгов, как бы официально их не называли, неофициально называют черкесами.

Подводя итог, думаю, что смог привлечь внимание, как читателей, так и специалистов к наиболее приемлемой, на мой взгляд, версии происхождения

этнонима, дошедшего из глубины веков, которым и в наше время весь мир называет всех адыгов славным именем — Черкес.


▲ ЧЕРКЕСЫ – коренные жители Северно-Западного Кавказа. Черкесы оставили заметный след в истории, участвовали почти во всех важнейших событиях Кавказа, России, Египта, Ближнего и Среднего Востока, на Балканах. Носители самобытной культуры, они внесли большой вклад в духовное развитие Северного Кавказа, России, Турции, Египта, Сирии, Иордании, Йемена и других стран. Этот народ, называющий себя «адыге», сформировался в VIII–X веках из отдельных этнических групп на территории в виде большого треугольника, образованного берегом Чёрного моря, рекой Кубанью и её притоком Лабой. Этноним «адыге» впервые встречается у автора конца XV века Георгия Инериано. Более ранних известий об этом термине, как самоназвании черкесов, пока не имеется. Уже в XII–VII веках до новой эры далёкие предки адыгов обитали в верховьях Кубани и Зеленчуков. Древнейшим адыгам-меотам принадлежит такой памятник, как Дружбинское городище (V век до новой эры–IV век новой эры). В раннем средневековье адыги, среди других племён, также обитали на территории нынешней Карачаево-Черкесии. Им принадлежат каменные склепы на Индыше и в других местах, относящиеся к V–XII векам новой эры. Аланы и адыги оставили такой замечательный памятник VIII–IX веков, как могильник «Мощевая Балка» на Большой Лабе южнее посёлка Курджиново. Начиная от северо-западной оконечности гор Большого Кавказа, адыги заселяли обширную территорию по обе сторон Главного Кавказского хребта примерно на 275 километров, (считая по водораздельному хребту с северо-запада на юго-восток), после чего их земли переходили уже исключительно на северные склоны Кавказского хребта, в бассейн Кубани, а потом Терека, простираясь на юго-восток ещё примерно на 350 километров. Учёные предполагают, что первое появление адыгов на территории бывшей Алании произошло в XIII веке. Тогда аланская территория опустела из-за нашествий монголо-татаров, а это позволило племенам адыгов, которые обитали до этого за рекой Лабой, перейти на новые места. ▲ Черкесы в прошлом были язычниками, в XIV–XV веках они считались христианами, а в конце XVIII–начале XIX веков – мусульманами. ▲ По-видимому, в конце XIV века на опустевшие после ухода монголов земли в район Пятигорья продвинулось одно из адыгских племён – кабардинцы. Они получили название «восточные адыги», в отличие от причерноморских – западных. В XV веке часть кабардинцев и западных адыгов заселила верховья Кубани, образовав третью группу адыгского расселения. До переселения казаков закубанские черкесы пользовались лугами и пашнями правобережной Кубани, однако с прибытием русских черкесы собрали свой хлеб, забрали скот и ушли с правобережья Кубани без всякой вражды, помятуя о том, что земля эта им никогда не принадлежала. ▲ Черкесы первоначально состояли из семи основных племён: зихи, керкеты, синды, гениохи, ахины, занихи и баски. Основным племенем, вероятно, были синды, которые занимали всю Кубань и Кабарду. Их ещё называли кавказскими индейцами. Но потом эти названия изменились и были заменены следующими: кемиргой, кабардей, шапсуг, натухай, абадзех, бжедух и баск. ▲ Черкесы делились на две большие группы: первая – собственно черкесы (бесленеевцы) или «адыге», вторая – кабардинцы, и именовались так вплоть до 30-х годов ХХ века. Общее наименование «черкесы» эти две группы получили только в годы Советской власти. В 1833 году в состав первой группы входили следующие народности: абадзехи, шапсуги, натугайцы, бесленеевцы, хакучи, махошь, хатукаевцы, темиргоевцы, бжедухи, жанеевцы, убыхи, мамхеги, кемиргоевцы, адемий, егерукайцы, ардома, саша. В «Избранных произведениях адыгских просветителей» (Нальчик, «Эльбрус», 1980, с. 63) говорится, что «черкесские племена разделяются на два больших отдела: Адыге и Абадзе. К отделу Адыге принадлежат: 1) беглые кабардинцы, 2) бесленеевцы, 3) махо-шевцы, 4) темиргоевцы (кемкой), 5) егеруковцы, 6) махмирцы, 7) гатюкаевцы, 8) бжедухи. К отделу Абадзе относятся: 9) абадзехи, 10) шапсуги, 11) натухаевцы, 12) убыхи и 13) джигеты. Сюда надо тоже отнести небольшие племена абхазского происхождения, выселившиеся и из-за Кавказских гор на северо-восточную их покатость, как-то: а) баракаевцы, б) баговцы, в) шахгиреевцы, г) тамовцы, д) кильбековцы, е) башильбаевцы, ж) мдовейцы и проч.» ▲ В христианскую веру адыги были обращены в VI веке новой эры – в годы правления императора Юстиниана. В 1717 году по христианству на Кавказе был нанесён смертельный удар. Оттоманский султан Ахмед III договорился с крымским ханом Девлет Гиреем об обращении адыгов силой оружия в мусульманскую веру. Многие служители церкви были убиты, их священные книги преданы огню, а свиньи, которых они держали, уничтожены. ▲ Территория, где жили черкесы, не знала единой государственной власти. И в средние века и в новое время черкесы составляли независимые друг от друга племена, во главе которых стояли князья. Племена были различны по численности, от небольших в 2–5 тысяч до могущественных в 160–200 тысяч человек. В течение столетий число племён колебалось от 11 до 32. Некоторые племена исчезли или потеряли значение самостоятельных образований. В результате принуждения со стороны царского правительства, агитации турецких эмиссаров, религиозных чувств населения в течение только 1858–1865 годов с Северного Кавказа в Турцию переселились примерно 493 тысяч человек. ▲ Мухаджиры – так называются кавказские эмигранты адыго-черкесского происхождения, разбросанные сегодня по всему миру. В настоящее время они проживают в 51 государстве и насчитывают около 4 миллионов человек. Но наибольшее их число облюбовало для себя места на Ближнем Востоке: в Турции, Сирии, Иордании. Многие из них побывали в городе Черкесске. По данным всесоюзной переписи населения 1989 года в бывшем Советском Союзе проживало 567203 адыга, в том числе адыгейцев – 124826, кабардинцев – 390814 и черкесов 52363 человек. ▲ На эмблеме адыгской хасы (так называется общество по национальной принадлежности) – 12 звёзд, символ 12 родов, составляющих адыгский народ, и три перекрещённых стрелы – символ прочного мира и единения. ▲ Адыгские языки относятся к кавказской семье, куда кроме абхазо-адыгской входят ещё три ветви: картвеллы (грузины), вейнахи (чечены, ингуши) и дагестанцы (авары, лакцы и др.); ▲ Исторически точно установлено: черкесы жили на Крымском полуострове около трёх тысяч лет назад и затем медленно переместились на Кавказ в результате серии племенных миграций. ▲ В исторические времена (VI век) черкесов называли антами. Но со временем оно изменилось и стало в черкесском языке «нат» или «нарт», что является искажённой формой слова «ант». ▲ Адыгов знали и раннесредневековые авторы. Так, византийский император Константин Багрянородный (X век) упоминал, что на Северо-Западном Кавказе существовали три области – Зихия, Касахия и Папагия. Арабский путешественник-географ Абдул-Хасан-Аи аль-Масуди, посетивший Черкесию в 940–950 годы, так характеризовал эту страну: «По соседству с аланами между Кабхом и Румским морем (Чёрным морем) находится племя по имени Кешах. Это племя благоустроенное и подчинённое религии магов. Из описанных нами племён нет ни одного в этих странах народа, в котором можно было бы встретить тип с более светлой кожей и светлым цветом лица и более красивых мужчин и женщин. Ни у одного народа нет стана более стройного, бёдер и таза более выдающихся и форм более красивых, чем у этого народа...» ▲ Предков адыгов другие народы называли синды, зихи, меоты, керкеты. С IX–X веков, как в европейских, так и в русских источниках они значатся как «кешах-касоги». С XII века татары, ногайцы и турки именовали адыгов за храбрость и отвагу черкесами. Этим же названием пользовались и русские, сохранилось оно и теперь как второе название адыгского народа. Ни для кого не секрет – в годы Кавказской войны всех кавказцев русские называли черкесами. У Льва Толстого есть, например, такое выражение: «Всех кавказцев мы чисто символически называем черкесами». Вместе с тем русские различали кубанских, кабардинских, пятигорских и закубанских черкесов. ▲ Толкования происхождения этнонима «черкес», от которого возникло географическое понятие «Черкесия», каждый народ усматривал в нём свой смысл. Арабы, например, считали, что оно происходит от слова «шеркес» (нарушитель порядка), тюрки – «серкют» (бунтовщик) или «серкес» (головорез), иранцы – «каркас» или «чаркас» (орёл), татары считали, что оно состоит из слов «чер» (дорога) и «кефсмек» (отрезать), персы считают, что персидского происхождения, в их языке «чер» означает «воитель», «мужественный», а «кес» – личность, индивидуум. Некоторые дагестанские народы, например, лакцы, называют черкесов «чаргас», что означает «танцующий», «ловкий». Многие считали, что «черкес» – это видо-изменённое произношение племенных этнонимов – «кешак»,«кашак», «кашаг», «касах», «касог» и т. д. В XVIII–начале XIX веках этноним «черкес» стал названием всех горцев, проживающих на территории современной Карачаево-Черкесии; ▲ Адыгский учёный Ш. Ногмов, историк из Карачаево-Черкесии И. Х. Калмыков и ряд других учёных производят название «черкес» от наименования древнего меотского племени «керкеты». Так древнеадыгские племена называли греки. В последствии оно несколько видоизменилось в произношении других народов (прежде всего тюрских), превратилось в «черкес»; лауреат Ленинской премии Е. И. Крупнов писал: «...что, по единодушному признанию всех лингвистов, «керкеты» античных авторов Плиния, Страбона и др. или «черкеней» в более позднее время – ни кто иные, как современные черкесы». Есть основания считать этноним «керкет» (впоследствии «черкеней» «черкес») трансфрацией названия до греческого племени (или объединения племён), жившего в Северном Причерноморье около двух с половиной тысяч лет назад. Греки, как известно, устраивали поселения в Северном Причерноморье с VII века до нашей эры. Наличие у греков письменности предопределило их первенство в передаче информации о народах Северного Причерноморья и Кавказа Европе и миру в целом. Но особенность греческого алфавита заключалась в том, что в нём не было обозначения звука «ч». Его буквенное обозначение заменялось буквой «к» (по свидетельству П. Услара). «Керке-т» должен был иметь до греческую форму «черчет». Некоторые учёные утверждают, что значения этнонима «керке-т» – податель семени (воскрешения)», «черкеней» – «принадлежащий матери семени (воскрешения)», «черке-с» – «мужественное семя (воскрешения)», «божество мужества». ▲ Историк Н. И. Надеждин считает, что слово «черкес» состоит из двух частей: «чир» – дорога и «кяс» – перерезающий, или «черкяс» – «сорви голова» или «головорез». Широко распространена и этимология «черкес» от турецкого «черкес» – головорез («чери» – горло и «кес» – резать). Чтобы душа черкеса покоилась дома, воины отрезали головы своим погибшим друзьям, привозили их домой и отдавали родственникам для захоронения. ▲ Профессор М. Хабичев предложил новую этимологию этнонима «черкес» от древне-карачаево-балкарского «чери» – войска, воин и «кес» – отдел, то есть войсковой отдел, воеводство, воинство, так как в 1404 году, по Иоану Галонифантибусу, «кара черкес» означало «карачаевское воеводство». ▲ Эвлия Челеби считал, что название «черкес» произошло от имени правителя одной из провинций арабов-бедуинов в Египте – Кису, которому однажды ночью пришлось бежать от грозящего вражеского нападения. Когда наутро противники обнаружили его исчезновение, они сказали: «Сара Кису», что означало «Правитель Кису бежал». С тех пор и народ его стали называть «саракису», сокращённо «саракис». Искажённое это слово стало звучать «черкес». Бежав с поля боя, черкесы поселились между Багдатом и Мосулом. Позже их насильственно переселили на юге кыпчакской степи, за Кубанью. ▲ Меоты, зихи и касоги были язычниками, хотя, начиная с I века, делались попытки их христианизации. Ещё в XIV веке среди адыгов наряду с язычеством сохранялось христианство греческого (византийского) толка. Архиеписком Иоанн в начале XV века писал о том, что адыги ещё следуют кое в чём христианским обрядам, в остальном – языческим. Джорджио (Георгий) Интериано сообщал об адыгах, что они имеют священников (есть сведения, что ирей Педерико, умерший в 1380 году, был адыгом), детей крестят в восьмилетнем возрасте, и о том, что знатные люди не входят в храм, пока им не исполнится 60 лет, а до этого слушают проповеди у дверей, сидя на лошади. ▲ Идеалом женской красоты у черкесов считалась стройная фигура, плоская грудь, тонкая (50–55 сантиметров) талия. Для достижения такого идеала на девочку 10–12 лет, как только начинала формироваться фигура, надевали корсет. Его шили из сафьяна или кожи простой выработки. Корсет туго зашнуровывался спереди при помощи тонкого шнурка. Девушки носили корсет постоянно, в нём они спали и снимали его, только когда мылись. Снимал его, уже навсегда, муж в первую брачную ночь. ▲ Первые встречи черкесов с русскими фиксируются 1022 годом, когда состоялся поединок между черкесом Ридадой и сыном великого князя киевского святого Владимира Красное Солнышко, Мстиславом, который закончился победой Мстислава и смертью Ридады («Слово о полку Игореве»). ▲ Название «черкесы» впервые употребил Виллем (Гильом) Рубрук, который посетил Черкесию 6 июня 1253 года. Он писал, что название «черкесы» дано им окружающими их народами, сами же себя они называют адыге. ▲ Русские воины в Куликовской битве (1380 год) сражались в черкесских шлемах. ▲ 14 сентября 1829 года после заключения мира в Андрианополе военные действия России супротив Западной Черкесии приняли легальный характер. Этим договором «независимая Черкесия» передавалась из рук в руки то Турцией России, то наоборот. В статье 3-й договора говорилось: «… признавая реку Кубань, как границу, императорский двор России отказывается и от всех наций, живущих по ту сторону названной реки, то есть между Кубанью и Чёрным морем». ▲ Главными земледельческими культурами черкесов были просо и кукуруза. На приусадебных участках они активно занимались садоводством и огородничеством. Но показателем благосостояния черкесской семьи считался скот. Продукты животноводства и растительный рацион составляли основу питания черкесов. Они употребляли в пищу круто сваренную просяную кашу, пшённую похлебку, масло, молоко и просушённые сыры. Любимым кушаньем был щыпс – курица с подливой, наиболее распространённым напитком – буза, махсима. ▲ При покойнике жена черкеса никогда не плакала. Это считалось стыдом. Если муж был убит, то жену брал его брат и уже со следующей ночи он с ней спал. По закону можно было иметь несколько жён. ▲ В плен черкесы захватывали преимущественно молодых русских женщин, детей и подростков. Женщин обращали в служанок, иногда делали из них наложниц, и даже было много случаев, когда черкесы женились на молодой казачке, если она принимала магометанство. Детей же черкесы воспитывали по-своему, обращали их в свою веру, а затем продавали в Турцию. ▲ В отличие от конюшен, выстроенных казаками (с окнами и широкими воротами), у горцев конюшни были тёмные, чтобы лошадь приучалась видеть ночью лучше, чем конка. Вот почему черкесской коннице не было равной в горах и в тёмных ущельях. Черкесские кони (кабардинская порода) были отлично выезжены, легки, выносливы, добронравны. Копыта у них твёрдые, высокие, не требующие металлической подковы. Конь горца никогда не ржал в засаде. ▲ Современные черкесы Карачаево-Черкесии – потомки бежавших в Закубанье, в результате притеснения карательных экспедиций царских войск, жителей Кабарды и незначительной части родственных кабардинцам западных адыгов из числа бесленеевцев. В 1833-1850 годы ими было основано 10 аулов: по долине реки Малого Зеленчука – Хахандуковский (Алибердуковский), Атлескероский (Жако), Касаевский (Хабез), Атажукинский (Зеюко), Баташевский Малый Зеленчук); по долине реки Большого Зеленчука – Докшуковский (Вако-Жиле), Тазартуковский (Бесленей), Береслановский (Инжи-Чишхо), Абатовский (Эрсакон); по долине реки Кубани – Абуковский (Хумара).
▲ Крупный рогатый скот в 1867 году в хозяйстве у черкеса играл большую роль: он использовался как тягловая сила в земледелии, при переводе тяжестей, а также являлся всеобщим эквивалентом. Денежной единицей был бык – ую . Калым платился скотом. По принятому обычаю, простой свободный черкес, покупая себе жену из своего же сословия, платил за неё от 7 до 15 голов крупного рогатого скота, а достаточный платил за понравившуюся ему красивую и молодую девушку от 25 до 100 голов. За крестьянскую девушку платилось от 30 до 60 голов. При покупке мальчика или мужчины цена устанавливалась в зависимости от возраста. За юношу от 15 до 20 лет платилось 15–20 голов крупного рогатого скота, за мужчину от 25 до 30 лет – 25–30 голов. В случае убийства плата за кровь исчислялась также в переводе на скот. Черкесы не знали употребления монеты, и денег у них не было. Поэтому при наложении пеней они устанавливали свою собственную стоимость, за единицу которой принимался всё тот же ую – бык, из них складывалась сха – пеня за кровь. В 1796 г. пеня за убийство дворянина равнялась 42 сха, за убийство крестьянина – 20. ▲ В России обучалась и воспитывалась целая плеяда государственных деятелей, офицеров и генералов из Черкесии, которые заслужили мировую известность. Князь Темрюк Идаров отправил к русскому царю в знак подданства сына своего – Салтмона, по крещении названного князем Михаилом Черкасовым и пожалованного в бояре, и дочь свою Марию, бывшую потом в супружестве за царём. От них пошёл род Черкасовых и Черкасских, у которых из всего российского дворянства на фамильном гербе, в нашлемнике, имелось изображение гуся. В числе их – государственный деятель, князь Али-Мурза (при крещении – Михаил) Алегукович Черкасский (1645-1721), который являлся вторым, после князя Ф. Ромодановского, генералиссимусом России (1695), командующим сухопутными войсками России при Петре I. Уезжая из столицы, Пётр I всегда оставлял его за себя. Известно, что, приказав аристократии брить бороды, царь позволил оставить бороды только двоим – Т. Н. Стрешневу и М. А. Черкасскому. Яков Куденетович Черкасский, Алексей Михайлович Черкасский, Александр Бекович Черкасский, генерал-майор Хату Анзоров – личный охранник царя, Эдиг Исламович Хагундоков – военный губернатор, генерал и атаман Амурской губернии и многие другие сыграли заметную роль во внешней и внутренней политике России. ▲ В 1829 году преподаватель Петербургского университета составил черкесский алфавит на русской грамматической основе. А в 1840 году другой известный учёный А. Люлье создал адыгский алфавит и позднее издал «Русско-адыгский словарь». В конце XIX и в начале XX веков горские просветители тоже составляли алфавиты на различной графической основе. Первый черкесский алфавит появился в 1924 году. Его автором был основоположник черкесской и абазинской литературы абазин Т. Табулов. Алфавит был создан на арабской графической основе и просуществовал до 1928 года. На нём были изданы первые буквари, газеты. По ним велось обучение в школах. Однако вскоре выяснилось, что арабица сложна для усвоения. Фонетика арабского языка не способна передавать фонетический строй кавказских языков. В 1938 году черкесский алфавит, как и алфавиты других народов Карачая и Черкесии, был переведён на русскую графическую основу. ▲ Адыгский (черкесский) народ состоял из 12 крупных племён. И каждое племя имело свои породы лошадей, одну или несколько. Самая древняя из них Кобан. Прославились своими непревзойдёнными качествами породы Шолох, Кундет, Бечкан, Абук. Порода жирашты – была красивейшей, но не выносливой, она служила князьям и дворянам выездной лошадью. Были и менее распространённые породы – Хахандуко, Шоджероко, Еген, Есеней. Самые лучшие качества всех лошадей – верность, выносливость, небольшая величина, приспособленность к горам и долинам и исключительная крепость копыт – была, конечно, у кабардинской породы.

Адыги — это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий — вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов — это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.

В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.

Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов - кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов — свыше 200 тысяч человек — пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.

Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.

Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны - русская и горская — рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов - так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою? Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.

По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва — столица разрастающегося Российского государства — привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя — царицы Анастасии — выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.


Перстень Марии Темрюковны (Кученей)

Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами.

На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.

Большой Черкасский переулок

***

Впрочем, храбрость адыгов, их лихое наездничество, великодушие, гостеприимство славились так же, как красота и грация адыгских женщин. Однако положение женщин было тяжелым: на них лежали самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.

У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка — познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три — «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца — дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.

Беременность