Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи» Конспект интегрированного логопедическог

Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».

Цель:

Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.

Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».

Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».

(групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).

Цель:

  • Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.
  • Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;
  • корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания детей по теме «Зима»;
  • формировать навыки языкового анализа и синтеза.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

компьютерная программа для развития речи «Учись говорить правильно», картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А.Тумаковой «Звучащее слово», звуковые символы, звуковые домики, полоски для обозначения предложений.

Ход занятия:

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  1. Оргмомент

Психогимнастика.

Педагог задаёт вопрос о времени года, просит детей показать, как они замёрзли, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика, ставят снежные комки друг на друга, им тяжело.

Дети отвечают на вопрос о времени года и выполняют движения.

Организовать и настроить детей на занятие.

  1. Основной этап.
  1. 1. Актуализация знаний.

Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)

Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки зимнего леса.

Дети называют, что изображено на экране, и слушают звуки зимнего леса.

Привлечь внимание детей и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Беседа о зиме.

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они узнают, какие звуки будут учиться изучать и правильно произносить, если отгадают загадки:

  1. Сели детки на карниз и растут всё время вниз.

Какой звук дважды повторяется в этом слове?

  1. Скатерть бела, весь свет одела.

Какой первый звук в слове?

  1. Любит семечки и сало, во дворе с утра летала. Это маленькая птичка. Отгадайте, кто?

Какой первый звук в этом слове?

Педагог просит охарактеризовать звуки (чем они похожи и чем отличаются).

Педагог выясняет у детей основные признаки зимы.

Дети отгадывают загадки:

(сосульки)

(звук С)

(снег)

(звук С)

(синичка)

(звук Сь)

Дети вспоминают, как правильно произносятся звуки С, Сь.

Дети вспоминают и называют основные признаки зимы.

Закрепить произношение звуков С, Сь.

Научить дифференцировать звуки. Совершенствовать фонематический слух.

Определить уровень осведомлённости детей о правильном произношении звуков С, Сь.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Упражнения без речевого сопровождения:

«Зайчик», «Ёлочка».

Упражнение «Варежка» с речевым сопровождением.

Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение.

Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.

Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Изучение нового материала.

Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов.

Д/и «Поймай и собери слог».

Д/и «Эхо»

Произношение звуков С, Сь в словах.

Д/и «Кто больше?»

Подбор родственных слов.

Словообразование.

Д/и «Слова-родственники».

Д/и «Назови одним словом»

Определение позиции звуков С, Сь.

Д/и «Где живёт звук?»

Педагог «бросает» детям звуки, а они «возвращают» слоги:

С, А …

Сь, И …

С, У …

Педагог называет детям слоги с твёрдым согласным, а дети отвечают с мягким:

СА …

СУ …

СЫ …

СО …

Педагог выставляет картинку «Саша и снеговик» и просит придумать имя мальчику со звуком С, а затем со звуком Сь.

Просит назвать птиц на картинке, в названиях которых слышаться звуки С, Сь.

Педагог просит назвать похожие слова из предъявляемых слов:

Снегири, снег, снежок, снежинки, снежки, снеговик.

Педагог просит составить одно слово из двух предъявляемых:

снег падает …

сам летит …

сам катит …

пыль сосёт …

назвать машину, которая ходит по снегу …

Педагог называет слова со звуками С, Сь.

Ответы детей:

СА

СИ

СУ

СЯ

СЮ

СИ

СЁ

Дети выполняют задания, придумывая имена мальчику.

Дети называют птиц на картинке.

Дети выбирают и называют похожие слова

Дети составляют слова

снегопад

самолёт

самокат

пылесос

снегоход

Дети определяют позицию звуков в этих словах и выкладывают символ в нужное окошка звукового домика.

Закрепить правильное произношение звуков С, Сь в слогах.

Корригировать и развивать фонематическое восприятие и слух.

Развивать фонематический анализ и синтез.

Обогащать словарь по теме занятия.

Развивать мыслительную деятельность операции анализа.

Динамическая пауза.

Д/и «Выпал беленький снежок …»

Педагог читает стихотворение.

Дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

Закрепление изученного материала.

Согласование существительных с прилагательными и причастиями.

Словообразование.

Д/и «Подбирай, называй, запоминай».

Работа с предложениями у доски.

Анализ одного-двух предложений.

Д/и «Кто внимательный?»

Педагог просит детей подобрать слова-определения к словам-предметам.

Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

Снег сверкает … серебрится …

рассыпается …

хрустит …

А снежинка, какая?

Педагог задаёт наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов: Откуда свисают сосульки?

С чем гуляет Сима?

Где сидят снегири?

Где летит стая птиц?

Педагог читает стихотворение и даёт задание детям назвать услышанные слова со звуками С, Сь.

Дети отвечают.

искристый, искрящийся

сверкающий

серебристый

рассыпчатый

хрустящий

Хрустальная, серебристая, искрящаяся

Дети отвечают на вопросы. Двое детей рисуют схему предложений на доске, остальные выкладывают её из полосок.

Дети слушают и называют слова со звуками С, Сь.

Закреплять произношение звуков в словах.

Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас детей.

Обогащать словарь детей по теме занятия.

Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением.

Контроль знаний и умений.

Составление коллективного рассказа по картине «Саша и снеговик».

Педагог предлагает детям составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами.

Дети составляют рассказ, и рассказывают его по цепочке.

Проверить навык сформированности правильного произношения звуков С, Сь в связной устной речи.

  1. Итог занятия.

Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся

Опрос.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить то, чем они занимались на занятии.

Педагог оценивает работу детей и дарит им по большой синей снежинке с напечатанными на ней буквой С, обозначающую звуки, которые отрабатывались на занятии.

Ответы детей по теме урока.

Обобщить тему урока.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность детей.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания по пройденной теме.

Педагог объясняет.

Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.


Сафонова Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Узуновская ДШИ"
Населённый пункт: с. Узуново,Московской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"
Дата публикации: 02.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Итоговая работа

«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».

Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах у ребенка с дизартрией.»

Цель:

Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

Закрепление правильного произношения звука

Ш (в изолированном произношении, в слогах, в

Развитие фонематического слуха;

Развитие мелкой моторики.

Задачи:

развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат;

развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие;

закреплять навык автоматизации звука Ш в слогах, словах;

повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции.

Оборудование:

игрушка – мишутка; карта «Путешествие маленького мишки»; предметные картинки для автоматизации

картинок

артикуляционной

гимнастики;

трафаретные

изображения

нарисованными

картинками;

доски-полоски

предметными

изображениями

Ход занятия по этапам.

Деятельность

педагога

Деятельность

Какие задачи

решались

выполнения

Организационн

момент.

Основная

часть.

отгадай

загадку:

От осени до

красочные

За едой он не

(медведь)

Выполнить

правильную

артикуляцию звука

Логопед:

н а з в а т ь

Логопед:

р асскажу

м и ш у т к е.

Послушай,

« М и ш - ш -

выделила?

звук? Будем

правильно

п р о и з н о с и т ь

п о м н и т ь,

произнесении

н е м н о г о

о к р у г л е н ы

выдвинуты

« ч а ш е ч к а » .

Ребенок:

Ребенок: (Ш).

согласный,

собрать детей,

настроить и

подвести их к

теме и цели

закрепить

артикуляцию

1.Артикуляцион

гимнастика:

2.Самомассаж

лица

«Озорные

мишки».

изолированное

произнесение

щек,губ,языка

показывает и

называет листочек

с нарисованной на

нем картинкой, а

договаривает

последний звук.

Выходящая

воздушная

Логопед: Сегодня ты с

маленьким

мишуткой

отправишься

небольшое

путешествие.

Посмотри,

нарисовано?

Логопед: В этом

проснулся,

окошечко

(упражнение

«Лопатка»).

Пришлось

кофточку.

мишка пить чай из

(упр. «Чашечка»),

пушинкой

пошел к двери, к

мишуткам

«Парус»).

ПРИМЕЧАНИЕ

Логопед. Поиграл

дорожке из сухих

листьев: ш-ш-ш.

Давай пойдем за ним и

пошуршим, как

листочки. Я буду

начинать слово, а вы с

мишкой шуршите

Ребенок:

выполняет

упражнения

произносит

укрепляем

мышцы щёк,

губ, круговую

мышцу рта.

закрепить

автоматизация

звука ш в слогах

Автоматизация

звука ш в словах

погромче, чтобы его

закончить:

Мы… ду… камы…

малы… каранда….

ведет дорожка? Здесь

камыши. Мишка любит

слушать, как они

шуршат. Послушай

камыши и пошурши, как

А кто же тут прячется в

камышах? Это утка.

Испугалась утка,

захлопала крыльями.

Покажи, как она это

Аш-аш; ош-ош; уш-уш;

Логопед. Мишутка

захотел подружиться с

уткой и рассказал ей

стихотворение, но

сильно разволновался и

все перепутал…

Помоги мишутке

исправить ошибки:

С другом мы играли в …

Пили чай из белой…

Вылезла из норки…

На нее упала… Мышка!

Петухи, затеяв…Шпоры,

Грозно поднимают…

поднятыми

над головой

проговаривает

слоговые

проговаривает

имитируя

хлопанье

исправляет

изолированное

произнесение

Автоматизирова

ть звук ш в

Автоматизирова

ть звук ш в

словах, учить

определять

наличие звука в

Развитие

фонематического

раскладывает

столе кучкой шесть

картинок.

Мы с сестрой

посуду..Шили,

И наряды куклам…

Модница надула…Шубы

Не подходят ей все…

Горько плачет бедный…

Улетел воздушный…

Логопед. Утка

рассказала мишутке, что

собирается на юг. И

чтобы пройти по ней,

нужно выбрать только те

картинки, в названии

которых есть звук Ш.

Выбери нужный

картинки и выложи их в

виде дорожки.

Вот и домик мишутки. Но

что бы подойти к домику

надо перейти речку.

Подошли мы к реке а

моста нет только доски

какие-то лежат. Давай

разберем эти доски

может они нам

пригодятся. А разложим

их так: слева положить

те картинки, в названии

которых звук Ш в начале

слова, в центре- если

звук в середине, а

справа те картинки, в

названии которых звук в

конце слова.

выкладывает

дорожку и еще

проговаривает

отрабатывае

мым звуком.

раскладывает

картинки-

зависимости от

Продолжать

определять

место звука Ш в

7.Развитие

мелкой

моторики

Итог занятия

Аппликация

геометрических

фигур «Мишка»

Логопед:

прогулка подошла к

концу. Мы погуляли в

осеннем лесу, а с кем

мы сегодня

путешествовали?

Давай выложим из

геометрических фигур

Логопед. Нам пора

прощаться с мишуткой.

Ты сегодня очень хорошо

помогал ему! А какой

звук помогал тебе на

нашем занятии?

аппликацию.

Развивать

моторику,

внимание.

Определить

результатив-

ность занятия

Организационный

момент.

- отгадай

От осени до весны

красочные

За едой он не встает,

сосет.(медведь)

Логопед: - А как мы можем назвать ласково?

Мишутка.

Основная

часть.

Логопед: - сегодня я расскажу

тебе об одном мишутке. Послушай, как

звучит слово:

«Миш-ш-шутка».

выделила?

звук? (Всегда

согласный,

правильно

произносить

произнесении

округлены

выдвинуты

«чашечка».

Выходящая

воздушная

Артикуляционная

гимнастика:

маленьким

мишуткой

отправишься

небольшое

путешествие.

Посмотри,

нарисовано?

Логопед: В этом

домике за высоким забором живет мишка.

проснулся,

окошечко

(упражнение

«Лопатка»).

Пришлось

кофточку.

«Чашечка»),

пушинкой

мишуткам

«Парус»).

Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую

мышцу рта. При повышенном тонусе мышц – спастическая форма дизартрии,

напряжён,

изогнута,

выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ

затруднены, то

массировании

рефлекторно

расслабляются

мышцы языка.

ПРИМЕЧАНИЕ №1

Самомассаж лица «Озорные мишки».

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая

медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также

считая до 30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не за

крывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На

каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка 1 Чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три - скажу, четыре

Точка 2 Чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущен ы вдоль

туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят.

Логопед. Поиграл мишутка с друзьями и пожал дальше по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.

Давай пойдем за ним и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мишкой шуршите

погромче, чтобы его закончить:

Мы… ду… камы… малы… каранда….

Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает

Послушай камыши и пошурши, как они:

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.

А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она

это делает:

Аш-аш; ош-ош; уш-уш; ыш-ыш.

Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.

Логопед. Мишутка захотел подружиться с уткой и рассказал ей стихотворение, но сильно

разволновался и все перепутал…

Помоги мишутке исправить ошибки:

С другом мы играли в …Чашки,

Пили чай из белой…Шашки!

Вылезла из норки…Шишка,

На нее упала… Мышка!

Петухи, затеяв…Шпоры,

Грозно поднимают… Споры!

Мы с сестрой посуду..Шили,

И наряды куклам…Мыли!

Модница надула…Шубы

Не подходят ей все…Губы!

Горько плачет бедный…Шарик,

Улетел воздушный…Гарик!

Логопед. Утка рассказала мишутке, что собирается на юг. И отправился мишутка дальше по

дорожке, но чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук

Ш. Выбери нужный картинки и выложи их в виде дорожки.

Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.

Вот и домик мишутки. Вошел мишка в дом и стал сочинять стихи. А чтобы мишутки было легче,

подскажи ему последнее словечко.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках….. карандаши.

Носит яркий гребешок

Наш веселый… петушок.

Вот бежит малышка-

Серенькая… мышка.

Зашуршали тихо шины-

Это едет к нам… машина.

Итог занятия:

Логопед. Нам пора прощаться с мишуткой. Ты сегодня очень хорошо помогал ему! А какой звук

помогал тебе на нашем занятии?

Реализация принципа интеграции образовательных областей - обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как же реализовать этот принцип в условиях дошкольного логопункта? Хороший результат дает система итоговых интегрированных занятий, сочетающих звуковую и лексическую темы с различными видами продуктивной деятельности детей – рисованием, конструированием и пр.

Предлагаю конспект интегрированного занятия по автоматизации звука [Л] на уровне связной речи с элементами изо-деятельности. Занятие проводилось в подгруппе для детей 6 лет с ФФНР.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности.

(Подгрупповое занятие на логопункте для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах».

Цель:

  • Автоматизировать звук «Л» в рассказах,
  • закрепить навыки рисования с помощью трафаретов.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение звука [л] в фразовой речи на уровне связных текстов.
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать умение анализировать структуру объекта (узнавать и называть части тела птицы).
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
  • развивать внимание, память, познавательную активность, любознательность;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

2. Образовательные:

  • закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на мнемо-таблицу.
  • уточнить и расширить словарь по теме «Птицы»
  • закрепить графический образ буквы «Л»
  • закрепить навык работы с трафаретами.

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, доброе отношение к пернатым друзьям.
  • воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать друзьям)
  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость.

4. Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • звуковая фонограмма «Голоса природы»; картина «Весна, перелетные птицы», изображение ласточки, буква «Л», таблица: «Найди букву», мнемотаблицы к рассказу «Ласточки»- целая и разрезанная на части, пиктограмма «Части тела птицы», трафареты «ласточка», бумага, карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

(Звучит запись «Звуки природы”. Все стоят, взявшись за руки, слушают музыку).

Логопед (Л.) проводит психогимнастику:

Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг-другу…

Замечательно, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы и веселы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох- 2-3 раза)

Логопед предлагает прислушаться — звучит пение птиц.

Основная часть.

II.1 Актуализация знаний.

Вводная беседа — ответы на вопросы с опорой на сюжетную картину: «Весна, перелетные птицы».

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Когда и где так поют птицы?

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста,
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит
И с птенцами ласкова,
И красива … (ласточка)

II.2 Изучение нового материала.

Демонстрируется изображение ласточки.

Логопед сообщает детям, что они отправятся в гости к этим птичкам и научатся про них рассказывать. Л. предлагает вспомнить, с какого звука начинается слово «ласточка».

(Дети определяют и вспоминают правильное произношение звука Л).

Игра на внимание: «Буква спряталась».

Л. сообщает, что птицы принесли из теплых стран много разных букв, попробуйте найти «букву ласточки» — Сколько раз встречается эта буква?

(Дети определяют)

Демонстрация мнемотаблицы к рассказу.

Л. предлагает послушать историю, которая произошла с ласточкой:

Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда ласточка стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна и могла лететь.

II.3 Усвоение изученного материала.

Ответы на вопросы с опорой на мнемотаблицу:

1. Где летела ласточка? Что с ней случилось?

2. Почему ласточка не могла лететь?

3. Зачем ласточка стала громко пищать? Кто ее услышал?

4. Как ласточки помогли подруге?

5. Как ты думаешь, что бы произошло, если ласточке не помогли бы подруги?

(Дети дают конкретные развернутые ответы по тексту, логопед следит за чётким произношением звука «Л»).

II.4 Закрепление изученного материала.

Логопед еще раз читает рассказ, дает установку его запомнить.

Затем предлагает посмотреть на схему рассказа и по — очереди рассказать его. Дети рассказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

II.5 Динамическая пауза: Упражнение «Ласточки»

Ласточки летели, (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (Приседают, сложив руки за спиной.)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками, кружатся.)
Ласточки летали,-
Песни щебетали!

II.6 Продуктивная деятельность – зарисовка героя рассказа.

Разбор пиктограммы «Части тела птицы».

Л. сообщает детям, что для ласточки надо нарисовать подружек. Но сначала надо определить, что мы будем рисовать.

Дети с опорой на пиктограмму называют части тела ласточки и дают описание птицы:

Голова, крылья и спинка у ласточки чёрные, а грудка белая. Голова круглая, шея короткая, клюв маленький, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку.

Рисование по трафаретам.

Дети обводят фигурку ласточки, дорисовывают части тела – глаза, лапки, выделяют грудку.

Пальчиковая игра «Птички».

Логопед: «Пальчики отдыхают, как ласточки летают! Большие пальчики – головка, ладошки – крылышки».

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены и цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья — помахать ими)

II.7 Контроль знаний и умений.

Игра: «Расставь по порядку».

Л. сообщает, что пока дети рисовали, картинки с рассказом о ласточках порвал ветер. И предлагает восстановить таблицу с рассказом. Каждому ребенку раздается часть рассказа, чтобы выставить на доске.

Дети расставляют части в правильной последовательности, рассказывая, что произошло с ласточкой.

III. Итог занятия.

1. Логопед выясняет, у кого сегодня мы были в гостях, с какой буквой и звуком «дружит» ласточка.

Логопед предлагает:

Давайте покажем нашей ласточке ее друзей. Какие красивые у вас получились птички!

Дети подходят к изображению ласточки, демонстрируя рисунки

Ласточке очень понравились ваши рассказы и изображения, и она дарит вам веселые солнышки, чтобы поскорее настала весна!

2. Домашнее задание.

А что не хватает вашим ласточкам?

(дети отмечают, что птички не разукрашены, говорят, как их надо разукрасить)

Возьмите рисунки домой, разукрасьте их и расскажите маме историю про ласточек.

Беляева Елена Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 13 «Теремок»,
г. Климовск

Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
  • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»

раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

УК-ЫК-АК-ОК

ЫК-УК-ОК-АК

ОК- АК- УК-ЫК

АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

Котя, котенька, коток,

Котя острый коготок

Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

В углу стоит (веник, ведро)

С потолка спускался (паук, пчела)

У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

5.

Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

Широко открыть рот.

Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

  • Опознание из слогов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

  • Опознание из слов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан банка ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

кайма ветка кофе

камень майка ковать

канава нотка комета

капитан утка конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку возле будки.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

  • «Лягушка» - «Хоботок»
  • «Лопата» - «Иголочка»
  • «Киска сердится»
  • «Чистим нижние зубки»
  • «Катушка»
  • «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

Каша, камень, камера.

ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

Кот, котик, комок

ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

Положение губ;

Положение зубов;

Положение языка;

Какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие 5

Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка - квадрат -квартира

Скамейка -сказка - коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Кто на себе свой домик тащит

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.

Игра «Угадай, где предмет»

Учитель-логопед

МБДОУ № 172 г. Иркутска

Милашевская Надежда Валерьевна

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация».

Тема: Звук Р

Этап: автоматизация звука в словах (в начале слова)

Коррекционно-развивающие:

Продолжить работу по автоматизации звука Р в начале слова;

Упражнять в выделении звука из состава слова;

Совершенствовать умение определять место звука в слове;

Развивать навык образования нового слова путем замены в нем первого звука;

Развивать навык слогового анализа;

Развивать слуховое внимание, слуховую память;

Развивать пространственные ориентировки, закрепление значения и употребление предлогов над, под, между; понятий «справа», «слева»;

Развивать память, внимание, мыслительные процессы;

Коррекционно — образовательные:

Продолжить знакомить детей со звуком Р ;

Развивать навык давать акустико- артикуляционную характеристику звуку; — продолжить работу по закреплению понятия «согласный звук», «звонкий звук», «твердый звук»;

Продолжить учить делению слов на слоги;

Работать над пониманием слов-антонимов, самостоятельным подбором таких слов;

Коррекционно-воспитательные: — воспитывать организованность, самостоятельность;

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений,карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, картинки со звуком Р

1. Орг. момент.

–Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится в нем чаще других.

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

(звук Р )

2. Объявление темы занятия.

Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р .

3. Артикуляционная гимнастика.

Но перед тем как приступить к работе давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка» ,

потом увидел «Слоненка»-губы трубочкой + чередование «Лягушки»-«Слоненок» б)Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше.

Видит, лошадка детей катет. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

«Лошадка» скачет громко, а если наоборот то как? Ребенок- (тихо)

«Лошадка» скачет быстро, а если наоборот, то как? (медленно)

в)Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упр. «Качели»

г) Увидел язычок прямо около качелей растет «Грибок», а какой у тебя в ротике «Грибок»

д)Рядом с качелями сидел мальчик и играл на «Гармошке»,давай и мы поиграем.

е)Где-то на дереве сидел «Дятел» и стучал во так ддддддддд….

ж) А далеко слышался стук колес поезда ттттттт….. (произносим тихо),а теперь поезд приближается и мы слышим,как колеса стучат громко ттттттт……

з) Язычку понравилось как стучал «Дятел» и «Поезд» и он стал представлять себя то дятлом,то поездом тдтдтдтдтд……. Дтдтдтдт…….. и)Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме. Упр. «Фокус»

4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.

–Как рычит тигр ррррр….

Что мы должны помнить, чтобы правильно произносить звук-р- — губы разомкнуты,

Зубы разомкнуты,

Кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит,

Воздушная струя сильная и тёплая. (контроль рукой),

Звук согласный,т.к. язык мешает свободному выходу воздуха,

Звук согласный, твердый, звонкий на схеме будем обозначать синим цветом. (ребёнок выкладывает карточки для характеристики звука -Р-.)

5.Автоматизация звука в словах.

а) Д/и «Повтори, не ошибись»

Логопед называет слова, ребенок повторяет только те, в которых есть звук-р-

Сова,работа,рыба,магазин,зима,носок,рак,руки,сок,каток,рынок,радуга,рассказ и т.д.(звук-р- в начале слова).

Давай вспомним, какие слова ты за мной повторял?(ребенок называет еще раз слова со звуком Р )

Скажи во всех этих словах, где стоит звук Р ? (в начале слова)

б)Д/и «Слушай и называй»

Логопед стучит молоточком по столу, сколько раз стукнула, столько раз произнести слово по картинке

в)Д/и «Прошагай слово»

Ребенок произносит слово, предложенное логопедом, деля его на слоги, количество шагов = количеству слогов.

г)Д/и «Угадай, где предмет»

На столе разложены картинки со звуком Р в начале слове в несколько рядов 3 по верт.,3 по горизонтали.

Что над рукой? (Над рукой радуга)

Что под рукой? (Под рукой роза) и т.д.

Что между ромашкой и рукой? (между ромашкой и рукой рысь)

Что слева от ромашки?(слева от ромашки рысь)

Что справа от робота? (справа от робота ручка) и т.д.

д) Д/и «Замени слово»

Логопед называет слово,ребенок меняет первый звук на звук Р

Хобот-робот танец, забота, мычать, макеты, губка, дом, нога, лама, козы.

По ходу идет объяснение,уточнение значения слов.

е) Д/игра » Исправь меня» (без картинок, при возникновении трудностей показ картинки).

Логопед называет слова со звуком Р в начале, намеренно делая ошибки в ударении слова, или переставляя слоги или звуки.

(«рагуда»- радуга, рУка, рЫбак, «барота»- работа)

7. Итог занятия.

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Молодец, у тебя очень хорошо получалось.

Обучение