Доказательство научности факта. Этапы научного эксперимента на примере изучения условий прорастания семян

Cлайд 1

Доказательство научности факта. Этапы научного эксперимента на примере изучения условий прорастания семян исследовательский проект Выполнили учащиеся 9б класса Руководитель: учитель биологии Арсеньева Елена Николаевна 2009 Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №19 г. Кострома

Cлайд 2

Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы Гексли Томас Генри

Cлайд 3

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира. Признаки науки: объект и предмет исследования, методы, научный язык, теории, законы, понятия, сообщества учёных, исследовательские и учебные институты. Какой факт можно считать научным? А в чём отличие научного знания от ненаучного? Снежный человек НЛО Лохнесское чудовище Строение Земли. фотосинтез Строение атома

Cлайд 4

Научный факт Им можно считать только результат, полученный в ходе наблюдений и экспериментов, проверенный новыми наблюдениями и экспериментами. Именно из-за отсутствия выше сказанного, информация в средствах массовой информации о снежном человеке и НЛО не может быть признана научным фактом.

Cлайд 5

«Ничего не принимай на веру» - важнейший принцип для каждого учёного. Наука - это инструмент для познания окружающего мира, ключик, позволяющий открыть волшебную шкатулку природы. Каждая наука имеет свои методы исследования, но отказ от слепого доверия авторитету – главный принцип исследователя. Биология – один из способов изучения и познания окружающего мира.

Cлайд 6

Научный метод (от греч. «methodos» -путь, способ познания)– это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний. К наиболее важным методам, которые используются в биологии можно отнести точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент. - наблюдение даёт возможность предположить причину явления, выдвинуть гипотезу.

Cлайд 7

Эксперимент подтверждает или опровергает предположение (гипотезу). Должен сопровождаться контрольным опытом.

Cлайд 8

Этапы научного исследования. 1.Наблюдение над тем, что происходит в природе. 2. Постановка проблемного вопроса при осмыслении наблюдаемого, целей и задач исследования. 3. Выдвижение предположений, гипотез (от греч. «hypothesis» - проблематичное, недолговечное знание, предположение). 4.Разработка и проведение экспериментов, позволяющих проверить выдвинутые гипотезы. Регистрация качественных и количественных результатов. 5. Обработка полученных результатов. 6. Анализ полученных результатов. 7. Формулировка выводов. 8. Определение круга нерешённых вопросов. 9. Оформление итогов исследования.

Cлайд 9

Сравнение и анализ эксперимента. Предположение (гипотеза) либо опровергается, либо подтверждается.

Cлайд 10

Теория. Закон. Проверенная гипотеза, которая способна служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Теория строения атома Закон подчёркивает неоспоримость научного факта, универсальность и большую достоверность. Закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым.

Cлайд 11

Изучение этапов научного исследования на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян. 1. Проблема исследования: Какие условия необходимы для прорастания семян? Наблюдения за семенами показали, что далеко не все из них прорастают. Очевидно, для того, чтобы они проросли, необходимы определённые условия.

Cлайд 12

2. Выдвижение гипотез Мы можем предположить, что для прорастания семян необходимы - свет -темнота -вода -определённая температура -воздух -почва

Cлайд 13

3. Разработка эксперимента 1. Проба должна состоять из 100 семян одного вида, чтобы исключить случайность. 2. Необходимо заложить 6 проб семян в условиях, различающихся только по одному признаку.

Cлайд 14

4.Проведение эксперимента Условия: -доступ воздуха -достаточное количество влаги - тепло - свет Результаты: через сутки семена набухли. Через 2 суток большинство семян проросли. 1 проба семян помещена в сосуд и до половины смочена водой. Поставлена в светлое, тёплое место. Начало опыта Через 2 суток

Cлайд 15

2 проба семян помещена в сосуд и залита полностью кипячёной водой. Поставлена в светлое, тёплое место. Условия: -доступ воздуха исключён - семена залиты полностью кипячёной водой - тепло - свет Результаты: семена не проросли, а только набухли.

Cлайд 16

3 проба семян помещена в сосуд с достаточным количеством воды. Поставлена в тёмное, тёплое место. Условия: -доступ воздуха -достаточное количество влаги -тепло - помещены в тёмное место Результаты: через сутки семена набухли. Через 2 суток большинство семян проросли.

Cлайд 17

4 проба семян помещена в сосуд и оставлена сухой. Условия: -доступ воздуха - оставить семена сухими - тепло - свет Результаты: ни через сутки, ни через неделю семена не проросли и даже не набухли.

Cлайд 18

5 проба семян выдерживается при температуре 1 градус (в холодильнике) Условия: -доступ воздуха -достаточное количество влаги - температура 1 градус С - свет Результаты: через сутки семена набухли, но и через неделю не проросли.

Cлайд 19

6 проба семян помещена в сосуд, заполненный влажной почвой. Поставлена в тёплое место. Условия: -доступ воздуха -достаточное количество влаги - тепло - свет - почва Результаты: через сутки семена набухли, через 2 дня укоренились, а через неделю дали всходы. Через 2 дня Через неделю

Cлайд 20

5. Обработка результатов. Подсчёт процента всхожести семян. 1. Из 300 семян, находившихся в условиях, необходимых для прорастания, проросли только 230 . Всхожесть семян = 230: 300 = 0.7666 или 76,7% Почему не взошли остальные семена?

Cлайд 21

Почему всё же при благоприятных условиях некоторые семена не проросли? Рассмотрев не проросшие семена в лупу, мы увидели, что они только набухли, а зародыша там нет. Вывод: семена без зародыша не прорастают ни при каких условиях.

Cлайд 22

6. Анализ результатов. 1. Свет и почва не являются обязательными условиями для прорастания семян. 2. Важнейшими условиями прорастания семян являются наличие полноценного живого зародыша, воды, тепла, воздуха. Всходы появились только при наличии почвы.

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

1. Что такое наука?

Наука - один из способов изучения и познания окружающего мира.

2. Какие биологические науки вам известны?

Традиционно биологические науки группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология - животных, микробиология - микроорганизмы и вирусы.

биохимия изучает химические основы жизни,

молекулярная биология - сложные взаимодействия между биологическими молекулами,

клеточная биология и цитология - основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки,

гистология и анатомия - строение тканей и организма из отдельных органов и тканей,

физиология - физические и химические функции органов и тканей,

этология - поведение живых существ,

экология - взаимозависимость различных организмов и их среды,

генетика - передачу наследственной информации,

биология развития - развитие организма в онтогенезе,

палеобиология и эволюционная биология - зарождение и историческое развитие живой природы.

3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?

В биологии применяются различные методы. Первоисточниками всех научных данных являются точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент. Сравнительный метод позволяет сопоставить результаты наблюдений для выявления общих закономерностей. Описательный метод широко применялся ещё учёными древности, но не потерял своего значения и сегодня. Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами.

Вопросы

1. Какова основная цель науки?

Цель науки - познание окружающего мира.

2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?

Научный метод - это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний в ходе научного исследования. Независимо от того, какие методы используются, для каждого учёного важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай на веру». Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету.

3. Что такое научный эксперимент?

Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.

5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

Гипотеза – это предположения, которые могут объяснить наблюдения.

Анализ результатов эксперимента позволит решить, какая из гипотез верна.

Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Называя какое-либо положение законом, учёные как бы подчёркивают его универсальность, неоспоримость, большую достоверность. Однако часто термины «закон» и «теория» употребляются как равнозначные.

6. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?

В науке любые новые открытия способствуют устранению прежних неправильных представлений и указывают на новые взаимосвязи между явлениями. В биологии новые открытия создают базу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других областях человеческой деятельности.

Многие считают, что следует заниматься только теми биологическими исследованиями, которые помогут решить конкретные практические проблемы сегодняшнего дня. Безусловно, развитие прикладных наук имеет очень важное значение, но нельзя забывать о важности исследований в «чистой» науке. Знания, полученные в фундаментальных исследованиях, могут показаться бесполезными для повседневной жизни человека, но они помогают понять законы, по которым развивается окружающий нас мир, и почти наверняка рано или поздно найдут практическое применение.

Задания

Сформулируйте проблему исследования, интересную для вас. Предложите этапы этого исследования.

Рассмотрим этапы научного исследования на примере изучения дыхания органов растения.

Наблюдения за растениями показали, что они дышат (в ходе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, а растение как и все живые организмы в итоге получают энергию, необходимую для жизнедеятельности). Остается выяснить, отвечают ли за дыхание определенные органы или каждый орган дышит.

Итак, мы можем сформулировать проблему исследования: какие органы растения дышат?

Следующий этап - выдвижение гипотез. Мы можем предположить, что у растения дышат только отдельные органы (семена, корни, стебли, листья) или дышит каждый орган.

Теперь, для того чтобы проверить, какие условия действительно необходимы для прорастания семян, разработаем и проведём эксперимент.

Возьмём три ёмкости из бесцветного прозрачного стекла, например бутылки. В одну из них поместим 30- 40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Во вторую бутылку положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2-3 дня подержать в воде.

В третью бутылку поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем бутылки пробками и поставим в тёмное тёплое место. На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в бутылках.

Опустим в каждую из бутылок зажжённую свечу, прикреплённую к проволоке.

Анализ и сравнение результатов эксперимента: Свечи гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа. В этом легко убедиться с помощью известковой воды, которая мутнеет, взаимодействуя с углекислым газом.

Если вместо бутылок взять термос, хорошо сохраняющий тепло, то, опустив в него термометр, легко заметить повышение температуры. Это часть энергии при дыхании выделилась в виде тепла.

Проанализировав результаты эксперимента, мы придём к выводу, что каждый из изученных органов растения дышит.

Кулёмин Семён

Проектная работа

«Исследование условий прорастания семян и развитие зародыша».

на примере растения: Отдел Покрытосеменные

Класс двудольные

Семейство Бобовые

Вид Боб обыкновенный

Выполнил: ученик 6 «Д» класса Кулёмин Семён.

Руководитель:учитель биологии Прокофьева Наталья Фёдоровна.

Обоснование темы.

Урок биологии это предмет на котором дети сталкиваются с многообразием живых организмов. Но в этом возрасте их больше интересуют объекты в движении, а на уроках ботаники за развитием растений трудно проследить. На своих уроках я пытаюсь, чтобы все учащиеся выполняли лабораторные работы, Работы которые можно выполнить на одном уроке, контролируются учителем, а лабораторные работы которые требуют времени, не всегда получаются у учащихся: либо взят не тот материал, либо не соблюдены условия, либо просто нет желания. И для того чтобы показать, что всё возможно, что это интересно и увлекательно и способствует формированию жизненного опыта, мы решили всё зафиксировать на фотографиях и оформить в виде презентации.

Цель: изучить условия прорастания семян и развитие зародыша семени и доказать, что это интересно и увлекательно.

1.Научить правильно и последовательно работать над проектом.

2.Прививать навыки использования знаний в практической жизни.

3.Выявить одарённых и талантливых учащихся.

Этапы работы:

Подготовка

1.Пределение темы и цели проекта.

2.Определение источников необходимой информации.

Планирование

1. Определение способов сбора и анализа информации.

2. Определение способа представления результатов (формы проекта)

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Выводы

1.Анализ информации. Формулирование выводов

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

1.Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"МБОУ Шлиссельбургская средняя образовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов" Проектно-исследовательская работа «Условия прорастания семян и развитие зародыша» На примере растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Семейство Бобовые Вид Боб обыкновенный /Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург/ Выполнил: ученик 6 класса КУЛЁМИН СЕМЁН Руководитель: учитель биологии МБОУ «ШСОШ №1» ПРОКОФЬЕВА НАТАЛЬЯ ФЁДОРОВНА 2013 – 2014 учебный год

Цель: Изучить условия прорастания семян и развитие зародыша семени и доказать, что это интересно и увлекательно. Задачи: 1.Изучить литературу о влиянии условий на прорастание семян. 2.Проследить ход развития семян. 3.Сфотографировать и оформить слайды по данной теме. 4.Иметь практический опыт по проращиванию семян, который я смогу применять в жизни.

Программа исследования: 1.Выбор темы и причины побудившие к исследованию. 2.Исследовательская работа (в течении двух недель). 3.Выводы по работе и оформление в виде презентации. Ход работы: На уроках биологии нам рассказывали про развитие зародыша семени. А про условия влияющие на рост зародыша мы ещё не проходили и я решил выяснить, что для этого необходимо.

Этап 1: В учебнике я прочитал, что для прорастания семян нужны: Условия прорастания семян: Вода: Набухание, прорастание, всхожесть семян Воздух: Прорастание, дыхание семян Тепло: Прорастание семян

Строение семян двудольных растений: Зародышевый корешок Зародышевый стебелёк Зародышевая почечка Семядоля Семенная кожура

Я взял семена и положил в 4 ёмкости: 1- Семена без воды, но с доступом воздуха и тепла. 2- Семена с водой и доступом воздуха, но при низкой температуре (в холодильнике). 3- Семена без доступа воздуха (слой растительного масла),вода и тепло 4- Семенам были доступны вода, воздух, тепло Каждый день я наблюдал за происходящем.

Первый день эксперимента 1 2 3 4 Подсолнечное масло (чтобы не попадал воздух)

Второй день эксперимента 1 2 3 4

Третий день эксперимента 1 2 3 4

Четвёртый день эксперимента 1 2 3 4

Пятый день эксперимента 1 2 3 4

Шестой день эксперимента 1 2 3 4

Результаты эксперимента: 1. – Семена остались без изменения 2 – Семена набухли, но зародыш не развился. 3 – Семена набухли, но не проросли 4 – У семян пророс корешок и стебелёк.

Теперь я знаю этапы прорастания семян: Поглощение воды Набухание семян Увеличение размера Появление корешка Появление стебелька

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

II этап - Прорастание семян в благоприятных условиях:

Первый день эксперимента Начало эксперимента.

Третий день эксперимента Начал появляться корень.

Четвёртый день эксперимента Корневые волоски

У боковых клеток зоны всасывания появляются выросты – корневые волоски.

Пятый день эксперимента На пятый день были поставлены метки на определенном расстоянии

Шестой день эксперимента Расстояние между метками увеличивается, корень растёт в длину.

На шестой день эксперимента можно разглядеть все зоны корня: Корневой чехлик служит защитой верхушки корня. Ткань – покровная. В зоне деления клетки постоянно делятся, соответственно увеличивается кол-во клеток. Ткань – образовательная. В зоне растяжения клетки растут, вытягиваются. Корень растёт в длину. Ткань – образовательная. У наружных клеток зоны всасывания имеются выросты – корневые волоски. Служат для всасывания питательных веществ. Ткань – проводящая. Зона проведения состоит из сосудов, вытянутых вдоль корня с толстыми оболочками. Служат для передач растворённых веществ в стебель и листья. Ткань – покровная, механическая.

Восьмой день эксперимента

Девятый день эксперимента От главного корня отрастают боковые корни

Результаты эксперимента: Я на своём опыте проверил какие требуются условия для прорастания семян и как происходит развитие зародыша. Теперь я умею выращивать бобы у себя дома. Для выращивания бобов требуется немногое: несколько семян бобов, марля, вода, тепло, земля и конечно желание. Выводы: Для развития зародыша необходимы: тепло, вода, воздух. Первым у зародыша развивается корешок, затем стебелёк и почечка. У меня продолжается эксперимент, теперь я посадил бобы в землю. Выращивание бобов вовлекает в дело и в наблюдение за прорастанием семян. Это очень интересно и увлекательно! Я собираюсь начать другие эксперименты!

Список использованной литературы: Пасечник. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор «Биология» 1996

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ Учитель биологии ГБОУ гимназия №293 г. СПб Попова Мария Сергеевна

НАУКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИЗУЧЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

МЕТОДЫ БИОЛОГИИ: Наблюдение Описание Сравнение Исторический метод Эксперимент

НАБЛЮДЕНИЕ

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

ЭКСПЕРИМЕНТ

Наблюдение Эксперимент Проверенные результаты Научный факт

Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств; Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений; Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий; Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами; Эксперимент - целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Проводится наблюдение над объектом или явлением На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение) Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: Этап работы Осуществление 1. Постановка проблемы Выработка четкой постановки проблемы 2. Предполагаемое решение, формулировка гипотезы Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные 3. Планирование Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования) 4. Проведение опыта Подбор необходимых биологических объектов, приборов, реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов 5. Обсуждение Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов

Планирование