Методические рекомендации по информатике для дошкольников. Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика» рабочая программа по информатике (старшая группа) на тему

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.

Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.Авторская программа по

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие

в компьютерную страну»

Программа обучения детей

старшего дошкольного возраста компьютерной грамотности

Шиганова И.Н.

2008-09 уч.год

Овладевать знаниями надо в детстве,

ибо то, что будет запечатлено в

раннем возрасте

останется в памяти навсегда»

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

Заявка

Место работы: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

157510 Костромская область

Шарьинский район

п.Ветлужский,

м-н Победы, д.8

/49449/ 5-70-60; 5-68-06

[email protected]

Должность: воспитатель компьютерного класса высшей квалификационной категории

Педагогический стаж: 27 года

Название учебной программы: « Путешествие в Компьютерную страну»

Адрес :

157510 Костромская область

Шарьинский район

п. Ветлужский,

м-н Победы, д. 4 «Б», кВ. 30

/49449/ 5-70-88;

[email protected]

Руководитель (директор прогимназии): Шаухова Надежда Константиновна

1 . Пояснительная записка

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.

Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

  1. В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

  1. Открытие нового знания или умения.

С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

  1. Повторение и развивающие задания.

Проводятся при наличии свободного времени.

  1. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали;

Примечание. Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

  1. Целью программы «Путешествие в компьютерную страну» является обучение детей компьютерной грамотности.
  2. Задачи
  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
  1. познакомить с историей ЭВМ;
  2. познакомить с назначением ЭВМ;
  3. познакомить с устройством ЭВМ.
  1. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  2. Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
  3. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
  1. познакомить с манипулятором "Мышь"
  2. познакомить с клавиатурой;
  1. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением
  1. Актуальность

"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства Д.А. Медведева.

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Отличительная особенность программы «Путешествие в компьютерную страну» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

  1. Новизна

Новзна программы «Путешествие в компьютерную страну» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

Программа использует современные компьютерные программы:

  1. «Компьютер для дошкольника»(2008г. «Одиссей»),
  2. «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
  3. Tux Paint(2007г. компания «медиаХауз») входит в комплект образовательной системы «Школа 2100»;
  4. «Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
  5. А так же «Пазлы для все семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.
  1. Концепция:

Программа разработана на основе исследовании ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им.Ломоносова., НИИ общей и педагогической психологии Педагогического института РАО и независимой Ассоциации «Компьютер и детство», а так же с учетом опыта создания информационной компьютерной среды в прогимназии №18 «Родничок» и в рамках реализации муниципальной программы «Компьютеризация в образовании».

Идея концепции заключается в формировании системы знаний и умений при работе с современными технологиями, в обеспечении развития личности ребенка. В центре образовательного процесса – взаимодействие преподавания и учения, деятельность, как педагога, так и ребенка.

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития личности» (Л.С. Выготский).

Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие способностей личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно - практическую сферы .

Основные принципы концепции :

  1. Высокий, но посильный уровень трудности.
  2. Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.
  1. Содержание
  1. в рамках программы «Радуга» Т.Н.Дороновой;
  2. в соответствии с Временными (примерных) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении;
  3. конкретное содержание деятельности определено рамками учебного плана «Путешествие в компьютерную страну»

Старшая группа /

раздел

тема занятия

цель

средства

Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении.

Для чего нужен компьютер?

Где можно встретить компьютер?

Правила работы в компьютерном классе

Познакомить с правилами работы в компьютерном классе.

Как правильно вести себя за компьютером?

Инсценировка различных ситуаций

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе»

Правила техники безопасности

Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз.

Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках (в картинках)

CD «Компьютер для дошкольников»

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера

Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь.

CD «Компьютер для дошкольников»

Лого пеналы с муляжами Мышь.

Знакомство с мышью

Познакомить с устройством ввода МЫШЬ

Рассказ Смайлика о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори»

CD «Компьютер для дошкольников»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью. Один щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация одиночного щелчка мыши

дид. задание «Повтори»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью. Двойной щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши два раза, выполнять двойной щелчок

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация двойного щелчка мыши.

Практические упражнения – «Сделай так же»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью

Научить перетаскивать элементы с помощью мыши

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация способа перетаскивания мышью. Развивающая программа «Пазлы для всей семьи»

Презентация «Мышка»

«Пазлы для все семьи»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Перспективное планирование учебного материала / Подготовительная к школе группа/

тема занятия

цель

Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Продолжать знакомство с компьютером, его свойствами, назначением. Познакомить с историей возникновения

Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера Кому нужен компьютер в работе? Где можно увидеть компьютер? (беседа)

CD «Компьютер для дошкольников»

Правила работы в компьютерном классе и техника безопасности

Закрепить правила работы в компьютерном классе, технику безопасности работы с компьютером и с гимнастку для глаз.

Рассказ Смайлика о Правила работы за компьютером, о технике безопасности. Продолжать знакомство с запрещающими и разрешающими знаками (картинками) Инсценировка различных ситуаций

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе».CD «Компьютер для дошкольников»

Презентация гимнастики для глаз

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера, с устройствами ввода и вывода информации

Рассказ Смайлика о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, приборах ввода и вывода информации - принтер, колонки; Дид. игра: «Назови правильно»

Презентация «Из чего состоит компьютер»

Карточки с изображением Смайликов

Учимся работать на компьютере

Знакомство с рабочим столом.

Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол»

Рассказ Смайлика о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол»

CD «Компьютер для дошкольников»

Мышь и ее устройство

Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскиваание элементы с помощью мыши

Рассказ Смайлика о устройстве ввода – МЫШЬ, ее свойствах, устройстве, функции. Практическое задание:

Один щелчок мыши, Двойной щелчок мыши. Перетаскивание

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь.

Знакомство с клавиатурой

Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками

Рассказ Смайлика о устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – букв ы; кнопки – цифры;

кнопки – стрелки; Enter; delete; пробел

Презентация «Клавиатура»

Лого пеналы с муляжами Клавиатура.

Знакомство с программами

Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ

Рассказ Смайлика о ярлычках знакомых программ:Paint; Tux Paint; Раскрась –ка. Дид игра: «Найди ярлычок»

CD «Компьютер для дошкольников»

С файлами и папками

Дать понятие «папка»,»файл», учить различать их ярлыки

Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства. Дид игра: «Найди и назови отличие»

CD «Компьютер для дошкольников»

Тестовое занятие «Компьютер – что это?»

Выявить уровень знаний и умений

  1. Ожидаемые результаты

По окончании 2-х годичного курса

Ребенок узнает :

  1. правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
  2. название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
  3. сущность понятия алгоритма ввода информации,
  4. правила работы с исполнителями алгоритмов
  5. правила работы, основные функции графического редактора;

Ребенок будет уметь :

  1. иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора
  2. пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя,
  3. составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
  4. пользоваться игровыми и обучающими программами.
  5. понимать язык стрелок.
  1. Методический инструментарий

Методологической основой программы «Путешествие в компьютерную страну» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате обучения по данной программе ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими умениями и знаниями, которые заданы целями обучения.

Основные методические подходы :

  1. Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
  2. На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
  3. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  4. Образовательный процесс строится на основе применения современных педагогических технологий.

Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.

Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть и объединяет общим содержанием, сюжетом. На первом занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в «Компьютерную страну». Все последующие занятия строятся в виде игры – путешествия в ходе, которого дети получают определенные знания и умения. В ходе реализации программы поддерживаются определенные правила поведения в компьютерном классе и имеются определенные атрибуты – Лого мышка.

Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятия сюрпризный момент.

  1. Формы

Программа «Путешествие в компьютерную страну» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий:

  1. учебный план, рассчитанный на два года обучения (8 занятия в год), по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
  2. деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом или после дневного сна;
  3. проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий (учебника) и компьютерных тестов .
  1. Методы и приемы

В программе «Путешествие в компьютерную страну» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово), игровой, диагностический; метод авансирования личности,метод мозгового штурма, а так же интерактивный метод.

Интерактивный метод взаимный, «act» - действовать) –означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания , в ходе выполнения которых ребенок изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их дети не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

  1. Средства

Для реализации программы «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:

  1. Компьютерный класс : компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала; компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
  1. Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. Мониторы соответствуют стандарту ТСО-95, компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.
  1. Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
  1. Столы для работы детей
  2. Раздаточный материал – логопеналы на каждого ребенка:
  3. тетради с игровыми заданиями на каждое занятие
  4. игры – головоломки,
  5. раздаточный материал
  6. Демонстрационные дидактические игры
  7. Демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке
  1. Пособия для занятий
  1. СД «Компьютер и дошкольник» автор
  2. Программы: Paint; TuxPaint; Раскрась-ка; ПервоЛого авторы
  3. Индивидуальные пеналы с набором игр головоломок, дидактических игр и раздаточного материала
  1. Рекомендации

Программа «Компьютер в детском саду» прошла апробацию в прогимназии №18 «Родничок» городского округа город Шарья, одобрена экспертным советом прогимназии, рекомендована для дальнейшего использована в обучении детей в детских дошкольных образовательных учреждениях, Центрах развития, прогимназиях и для изучения в семье.

Программа «Компьютер в детском саду» рецензирована заслуженным учителем российской Федерации Шауховой Надеждой Константиновной

Блиновой Любовь Гельфановны

  1. Инструктаж

Для получения положительных результатов обучения по программе «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:

  1. ИКТ компетентность педагога
  2. соблюдение рекомендованных методов и приемом,
  3. использование авторских форм работы
  4. учебный план
  5. соблюдение техники безопасности работы на компьютере
  6. строгое выполнение требования СанПиН

Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении,содержание программы можно корректировать в зависимости от:

  1. индивидуальных возможностей ребенка,
  2. творчества воспитателя
  3. технических средств обучения образовательного учреждения
  1. Список литературы
  1. Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
  2. Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot ; [email protected]
  3. «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
  4. Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
  5. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г»
  6. Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
  1. Заключение

Программа «Путешествие в компьютерную страну» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.

Программа способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.

Компьютер является эффективным

техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка. Программа «Путешествие в компьютерную страну» вам в этом поможет. Желаю успеха!

С уважением____________

Шиганова Ирина Николаевна – воспитатель МОУ прогимназия №18 «Родничок»


Пояснительная записка

Построение образовательного процесса в условиях информатизации общества подразумевает новые подходы к педагогическим условиям, содержанию, формам, методам и средствам обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, в котором приоритетная роль отводится методически грамотному и педагогически обоснованному применению педагогом компьютерных технологий. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития детей. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. У монитора компьютера современные дошкольники проводят от получаса до двух часов в день, но используется это время недостаточно рационально с точки зрения обучения, воспитания и развития полноценной творческой личности ребенка. Для исправления сложившейся ситуации необходимо научить дошкольников использовать компьютер для создания продуктов творческой деятельности: создания графических изображений, оформления любимых книг или собственных сочинений, побуждать ребѐнка к использованию компьютера как инструмента для творчества, отвлекая его тем самым от чрезмерного увлечения компьютерными играми. Компьютер рассматривается, прежде всего, как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. В дошкольном возрасте у детей прекрасно развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движения кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т.д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребенка от того, что круги нарисованные им не круглые, линии не достаточно ровные, домики кривые, а краска растеклась по листу и все испортила. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы и разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправить рисунок сколько угодно раз, добиться результата, удовлетворяющего строгим требованиям маленького автора и повышающего его самооценку. Мы говорим о рисовании на компьютере, только как о дополнении традиционных методов обучения и воспитания, такие занятия ни в коем случае не заменяют живопись, рисунок, лепку и аппликацию, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Использование компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста резко повышает их интерес к творческой деятельности. Таким образом, программа «Информатика для дошкольников» рассматривается как программа художественно-эстетической направленности . В отличие от существующих методик, использующих в работе с дошкольниками компьютерные игры как средство закрепления пройденного материала, обучение элементам компьютерной графики развивает творческие способности, позволяет повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект, способствует общей подготовке к обучению в школе.

Цель программы «Информатика для дошкольников»: создание благоприятных условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса у дошкольников. Формирование у детей психологической готовности к использованию компьютерных технологий, развитие самостоятельности и творческой фантазии при создании рисованных объектов на экране, расширение кругозора детей в области компьютерной графики.

Задачи программы:

    формировать навыки работы с персональным компьютером;

    формировать представления о возможностях компьютера в сфере изобразительного творчества;

    формировать умение правильно владеть манипулятором «мышь» и клавиатурой;

    формировать специальные знания: изучение форм и пропорций предметов и человека, основы рисунка, основы композиции; основы цветовой грамоты;

    формировать умение видеть предметы и отражать их в своём творчестве, используя различные способы и приёмы;

    расширять представления детей об окружающем мире.

    развивать внимание, усидчивость, волю, настойчивость;

    развивать мышцы руки, совершенствовать координацию движений, работу зрительного анализатора;

    развивать творческие способности детей, умение самостоятельно задумывать образ, воплощать его, грамотно выполняя все этапы работы;

    развивать у детей художественный вкус, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию в природе, окружающем мире;

    формировать интерес к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;

    воспитывать трудолюбие и аккуратность;

    приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать интерес к культуре и искусству;

    воспитывать нравственные качества (доброта, трудолюбие, ответственность) и личностные качества ребенка (усидчивость, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца);

    научить детей не бояться компьютера;

    сформировать интерес к занятиям компьютерной графикой;

    закрепить знания и умения детей по основным разделам программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.

    совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Организация деятельности и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики. В основе программы лежит программно-методический комплекс «Фантазеры МУЛЬТИ творчество» И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В.Воробьева, А.Ю. Коркина. Занятия для детей 5-7 лет по информатике реализуются в следующем режиме: 1 раз в 2 недели, 18 часов в год, продолжительностью занятия 15-20 минут. Наполняемость группы 12 человек. При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:

1. Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного материала;

2. Подготовка к новому материалу – беседа, рассматривание дидактического материала, подготовка к самостоятельной деятельности;

3. Самостоятельная деятельность детей на компьютере для детей 5-7 лет не более 10 мин. Анализ результата, подведение итога занятия.

После работы дошкольников за компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Ожидаемые результаты к концу года

    Знать правила работы за компьютером, основные функции компьютера, называть некоторые элементы компьютера (клавиатура, мышь, монитор), уметь пользоваться мышью .

    Владеть основными приемами работы в программно-методическом комплексе «Фантазеры МУЛЬТИ творчество».

    Уметь «вызывать» программы, меню, палитру инструментов, сохранять выполненную работу в файле, открывать файл для продолжения работы.

    Уметь составлять симметричную композицию, мозаику, орнаменты, узоры.

    Создавать элементарные сюжетные композиции.

    Уметь пользоваться заливкой предметов.

    Уметь соотносить художественный образ и средства выразительности.

Подведение итогов . В конце проводится выставка-презентация детских работ. Способы определения результативности . В конце года проводится диагностическое наблюдение за детьми в процессе занятий, где оценивается каждый критериальный пункт ожидаемых результатов по уровням «высокий», «средний», «низкий». Результаты в виде условных обозначений вносятся в таблицу.

Календарно-тематический план

Средства управления. Клавиатура.

Клавиатура.

3 неделя ноября

Средства управления. Мышь.

Мышь. Разновидности щелчков мышью. Упражнения в их выполнении.

1 - 3 неделя декабря

Знакомство с программой и инструментами программы «Фантазеры»

Познакомить детей с вызовом программы, меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

1-3 неделя января

Знакомство с «Мастерской «Цветочная Фантазия»

Формировать умения пользоваться инструментами на панели, перенос изображения на белый лист бумаги. Развивать умения составлять симметричную композицию, умение составлять мозаику, орнаменты, узоры. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.

1 неделя февраля

Составление пригласительного билета на «День защитника отечества»

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с

учетом его пропорций. Подводить детей к созданию сюжетных композиций. Развивать мелку моторику рук, воображение.

3 неделя февраля

Составление рыбки из природного материала по памяти

Формировать умения создавать композиционные умения по памяти. Развивать мелкую моторику рук.

1 неделя марта

Составление котика из природного материала по образцу

Формировать умения создавать композиционные умения по памяти. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умения пользоваться инструментами «Влево – вправо», «Большой – маленький». Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги

3 неделя марта

Заливка геометрических фигур

Формировать умения пользоваться заливкой предметов. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Развивать поисковую – деятельность: поиск способов, вариантов творчества; интеллектуальную инициативу.

1-3 неделя апреля

Знакомство с мастерской «Художник»

Познакомить с художественно- декоративным и изобразительным творчеством. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филлимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

1 неделя мая

Создание альбома «детские работы» в мастерской «Художники».

Предлагать детям составлять узоры. Закреплять умения пользоваться заливкой. Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Развивать эстетическое восприятие. Развивать фантазию, воображение. Продолжать развивать умение переносить предметы на белый лист. Развивать моторику рук. Отрабатывать пользовательские навыки и умения работать с персональным компьютером. Формировать умения сохранять работы в разделе «детские работы».

3 неделя мая

Презентация детских работ по теме мастерская «Художник»

Воспитывать интерес к рассказыванию, формировать умение передавать содержание картины. Совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому

результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Программа включает в себя четыре программных блока, которые представлены в виде мастерских. Данная программа познакомит учащихся с мастерскими:

1. Мастерская «Цветочная фантазия»

3. Мастерская «Художник»

Каждый программный блок представляет собой конструктор с предметными элементами определенной тематики: природный материал, набор художественно-декоративных элементов для моделирования театра из бумаги.

В обучающее - развивающих мастерских, по которым дети путешествуют в течении всей учебной деятельности создана познавательная, развивающая среда, в которой дети получают возможность с помощью различных тематических предметов фантазировать и создавать, задумывать и воплощать. Каждая мастерская имеет свой стиль и предлагает свой набор материалов для творчества работы. Предлагаемые уровни сложности позволяют использовать программу на разных возрастных этапах. Технически программа построена таким образом, что, выбрав более высокие уровни сложности, дети получают возможность одновременно использовать не только представленные на экране элементы, но и активизировать по заданной теме элементы из других мастерских. То есть градация уровней сложности, которая определяет количество и объем одновременно воспринимаемой ребенком информации, учитывает психофизиологические возможности каждой возрастной группы детей.

Мастерская «Художник»

Данная мастерская представляет собой конструктор для работы с элементами художественно-декоративной деятельности народных промыслов. Мастерская может быть использована для решения задач по художественно- декоративному и изобразительному творчеству, для ознакомления с богатым наследием народной художественной культуры России. Работы, созданные в результате росписи фигуры, могут быть использованы как раскраска, для этого надо все элементы компьютерной росписи закрасить белым цветом.

Мастерская «Цветочная фантазия»

Мастерская представляет собой конструктор для выполнения работ из цветочного материала и элементов составления орнаментов. Мастерская может быть использована для решения задач по художественно- декоративному и изобразительному творчеству и психокоррекционных задач. Многие элементы мастерской имеют симметричную форму, что дает возможность выполнять работы по составлению орнаментов, мозаик, узоров. Мастерская удачно подходит для составления поздравительных открыток, букетов.

Методическое обеспечение

Детям предлагается рассмотреть и нарисовать вместе с педагогом компьютер с монитором, клавиатурой, «мышкой», колонками и системным блоком. Наглядно показывается и закрепляется путем графического изображения, название и связь составляющих компьютера. Обсуждаются правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе за компьютером. Особое внимание уделяется правильной осанке и постановке ног при посадке за компьютерный стол, положению рук при работе с манипулятором «мышь» и клавиатурой, соблюдению необходимого расстояния между глазами ребенка и плоскостью экрана. Не смотря на то, что многие дети играют дома в компьютерные игры, не все умеют правильно держать руку на манипуляторе: многие путают управляющие кнопки и колесико «мышки», слишком далеко отводят руку с манипулятором, задирают вверх локоть, или пытаются держать манипулятор сразу двумя руками. Вызывает определенную трудность в начале учебного года, попадание указателем в желаемую точку на экране. Это связано со слабым развитием мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В результате проведения нескольких тренировок по закрашиванию инструментом «заливка» достаточно мелких деталей, перемещения выбранных объектов по экрану и изменению их размера эту трудность удается преодолеть – значительно улучшается координация движений, что позволяет не только справляться с заданиями компьютерной игры, но и подготовить руку ребенка к письму. Когда ребенок научился правильно пользоваться манипулятором и познакомился с управлением действиями героев с помощью клавиатуры, его можно начинать знакомить с названиями и функциями инструментов, расположенных на панели графического редактора. В течение нескольких занятий дети поочередно знакомятся с инструментами, затем учатся создавать с их помощью несложные композиции. Повысить мотивацию к изучению предлагаемого набора инструментов можно при использовании соревновательных моментов, тестовых заданий, загадок, рифмованных строк. После приобретения детьми необходимых навыков и умений по использованию ряда инструментов предлагается перейти к построению художественного изображения на заданную тему «Теремок», «В гостях у «Фантазеров», «Сказка природы». Составление картины по образцу «Лесная фантазия», Юные модельеры (Оформление костюмов). Усложнение задания происходит за счет увеличения количества используемых инструментов и добавления функций копирования и отражения. Так же целесообразно использовать возможности выбора масштаба: в крупном масштабе создать изображение, затем перейти в обычный и получить мелкую деталь для последующего копирования и составления, таким образом, сложных композиций. Освоение этих приемов наряду с использованием инструментов помогают подготовить ребенка к самостоятельной работе по созданию художественного образа средствами компьютерной графики. Отмечается, что задания должны быть рассчитаны на одно занятие, на следующем допускается лишь раскрашивание уже готового графического изображения. Это связано с психологическими особенностями ребенка в возрасте шести – семи лет, которому трудно сохранить в памяти задуманный образ и не потерять к нему интереса до следующего занятия. Создание ребенком рисунка по замыслу помогает закрепить полученные умения, выявить и устранить пробелы в знаниях, а так же развивает фантазию и творческие способности малыша. Хороший результат дает предварительная работа по выбору названия будущего рисунка, обсуждению сюжета и составлению карандашных эскизов по выбранной теме. Самостоятельная работа дошкольника по созданию рисунка на компьютере позволяет надеяться, что и по окончании занятий он сможет дома или в школе использовать функции графических программ, увлечется компьютерной графикой и будет меньше внимания уделять агрессивным компьютерным играм.

Материально-техническое обеспечение программы:

    ноутбуки

    программно-методический комплекс «Фантазеры МУЛЬТИ творчество» И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая, Т.В.Воробьева, А.Ю. Коркина.

Список использованной литературы

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. ФГОС Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. «Росинка», часть 1: «В мире прекрасного». Под ред. Л.В.Куцаковой

3. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

4. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей»

5. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра»

6. Копцева Т.А.«Природа и художник» Художественно- экологическая программа по изобразительному искусству и др.

7. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Приложение

Гимнастика для глаз

Упражнение 1. Повторить 6-10 раз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд затем открыть их на 3-5 секунд. Упражнение снимает мышечное напряжение глазных мышц и улучшает кровообращение в глазном яблоке.

Упражнение 2. Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

Упражнение 3. Повторить упражнение 8-10 раз. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Поместить палец на расстояние 30 см от глаз прямо перед собой. Перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Упражнение 4. Закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями подушечек пальцев в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение. Упражнение 5. Повторить упражнение 3-5 раз. Тремя пальцами правой руки легко нажимать на верхнее веко. Через 2-3 секунды снять пальцы с век.

Упражнения на релаксацию мышц тела и глаз

Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи – поглаживание, круговые движения, растирание. Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.

Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5. Руки на поясе. Правую кисть – на голову; напрягая мышцы, повернуть туловище направо. Расслабляя мышцы, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 6. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки.

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

Формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

Закрепление навыков счёта и чтения;

Приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

- практические занятия;

- беседы;

- работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);

- активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие- соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Правила безопасной работы с компьютером.

Пользоваться манипулятором «мышь»;

Различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

Выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

Рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

Перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Е nter »;

Выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

Нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

Вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши « BackSpace ».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

- ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

- на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

- на высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

Магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

- принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

Использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

- включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

- подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Компьютерная азбука

8

Учимся работать на компьютере

10

Развиваемся с компьютером

- игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

- развитие речи;

- знакомство с окружающим миром;

- формирование математических
представлений;

- развитие творческого воображения.

16

Культурно – досуговая деятельность

2

Итого :

36

Содержание программы

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

Flash -игра «Загадки о животных».

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc .

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift .

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift .

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock .

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».

«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

Внимания;

Зрительной и слуховой памяти;

Навыков простого счета и чтения;

Распознавания цветов и геометрических фигур;

Логического, образного и ассоциативного мышлений;

Творческого подхода к изучению нового;

Навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.

Занятия проходят по следующей схеме:

Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.


Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/ XP , привод CD - ROM , колонки, наушники.

Информационно-методическое обеспечение

1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.

2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.

7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.

10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001

12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.

13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

15. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.

17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.

19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/__________________

Протокол №______

от «____»_________________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СШ №3 г. _______________

_____________/________________

«_____» ________________201__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №3 г.______________

______________________ /_______________

Приказ №___от «___»____________201__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Информатика для подготовительной группы дошкольников»

На 20 - 20 учебный год

Программа составлена по материалам программ А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»

и ""Первые шаги в мире информатики"" С.Н.Тур и Т.П.Бокучава

учителем высшей квалификационной категории МБОУ СШ №3 г. Вилючинска

Штенкиной Натальей Николаевной

Вилючинск

20__

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развивающая программа ""Компьютерный мир"" – это модифицированная, адаптированная для обучения детей дошкольного возраста программа, основным предназначением которой является приобщение детей к интересному, современному миру информационных технологий и подготовке к школе. Программа разработана на основе программ:

    «Информатика для всех» А.В. Аверкина, Д.И. Павлова

    «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева

    «Первые шаги в мире информатики» С.Н.Тур и Т.П.Бокучава.

Программа содержит элементы программы для общеобразовательной школы и направлена на развитие у детей навыков логического мышления, запоминания и использования приобретённых знаний в процессе пользования компьютерной техникой.

Обучение любому предмету должно быть организовано таким образом, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания.

Информатика, с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие предметы, так как в силу повсеместного использования информационных технологий, бурного развития компьютерной техники и цифровых технологий интерес к данному предмету достаточно высок. Использование на уроках компьютера, само по себе, уже привлекательно для ребят. И если теоретическую часть курса давать детям используя игровые моменты, сказочных героев и графические изображения в виде весёлых картинок, а практическую – в виде несложных прикладных программ «Фантазия», «Лабиринт», «Раскрась-ка», «Мир информатики» и хорошо развивающих координацию и мышление ребёнка игровых программ – таких как ""Алик. Скоро в школу"", ""Тарзан"", «Зимняя сказка» и др., то интерес детей к изучению курса ""Компьютерная школа"" будет постоянно возрастать.

Но, с другой стороны, многие дети связывают компьютер исключительно с играми, а их нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для учебных.

Чтобы дети продуктивно и деятельно работали на уроках, необходимо использовать активные методы обучения, которые отличаются высокой вовлечённостью обучаемых в учебный процесс, побуждают ребят быть активными.

Указанные методы призваны обеспечивать запоминание материала на уроках, пробуждают интерес к изучаемому материалу и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Содержание курса включает в себя простейшие навыки общения с компьютером, основные, фундаментальные понятия, такие как ""команда"", ""исполнитель"" в качестве одной из целей этого направления обучения – развитие логического мышления. Следует помнить, что основные логические структуры мышления формируются у ребёнка с 5 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основная цель курса ""Компьютерный мир"" – приобщение дошкольников к интересному миру информационных, цифровых технологий, к миру неограниченных возможностей компьютерной техники.

Главная задача заключается в обучении ребят дошкольного возраста пользованию компьютером, умению использовать возможности компьютера, с помощью специальных программ-тренажёров, различных приложений и игр, расширению кругозора в различных областях знаний.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА .

Занятия проводятся два раза в неделю. При проведении занятий применяются игровые, занимательные формы обучения с применением цифровых образовательных ресурсов, наглядных пособий, весёлых рисунков, плакатов и самой компьютерной техники.

Во время урока обязательно проводятся физкультминутки, помогающие детям снять усталость и в то же время взбодриться.

Работа на компьютере продолжается не более 10 минут в заключительной части урока.

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

    Правила поведения за компьютером;

    Назначение компьютера;

    Правила включения и выключения компьютера;

    Основные блоки и устройства компьютера;

    Назначение и возможности устройств ввода информации;

    Назначение и возможности устройств вывода информации;

    Способы создания графических изображений;

    Понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;

    Понятия «курсор», «множество», «истинное высказывание», «ложное высказывание», «исполнитель», «команда».

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

    Правильно вести себя в компьютерном классе;

    Включить и правильно выключить компьютер;

    Найти и загрузить нужную программу;

    Правильно пользоваться клавиатурой и мышью;

    Создавать рисунок в графическом редакторе

Список литературы:

    А.В. Горячев Информатика в играх и задачах.- М.: 2011;

    А.В. Аверкин, Д.И. Павлов. Информатика для всех. 1 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. 2 ч. / под ред. А.В. Горячева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016;

    С.Н.Тур и Т.П.Бокучава. Первые шаги в мире информатики.- М.: издательство BHV 2013;

    Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса, издательство BHV, 2013

Задачи и цели урока

Программное обеспечение

Кол-во

часов

1. Знакомство с ПК. Техника безопасности. Возможности ПК (3ч)

Введение в предмет. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.

Познакомить ребят с компьютерным классом. Выучить правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе.

«Мир информатики»

Демонстрация возможностей ПК

Познакомить детей с возможностями и применением компьютера.

«Мир информатики»

Устройство компьютера

Познакомить детей со строением компьютера. Научить находить и называть правильно базовые устройства ПК.

«Мир информатики»

2. Знакомство с клавиатурой и мышью (3ч)

Ознакомление с управляющими клавишами клавиатуры.

Изучить назначение управляющих клавиш на клавиатуре. Использовать эти клавиши в программе ""Лабиринт"".

""Лабиринт""

Знакомство с "" Мышью ""

Узнать, что такое ""Мышь"", какие функции она выполняет. Почему у неё такое название. Управление курсором при помощи мыши.

«Мир информатики»

3. Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево (9ч)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.

Повторить и закрепить пройденное. Изучить стороны вверх, вниз, вправо, влево. Познакомить с понятием ""курсор"". Познакомить с видами курсора(прямоугольник, кисточка, стрелочка, палец) Практическая работа с курсором.

«Мир информатики»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Виды курсора.

Развивать внимание. Закрепить понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Повторить понятие курсор. Познакомить с видами курсора(прямоугольник, кисточка, стрелочка, палец). Практическая работа с курсором.

«Зимняя

сказка»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Клавиши и

Закрепление знания сторон вверх, вниз, вправо, влево. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Повторить понятие курсор, виды курсора. Познакомить с назначением клавиш и Практическая работа с курсором.

«Зимняя

сказка»

11-12

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Диктант по клеточкам.

Развивать внимание. Закрепить понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле, выполняя диктант по клеточкам. Повторить понятие курсор. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

13-14

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок.

Развивать внимание. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Знакомство с записью сторон при помощи стрелок. Повторить понятие курсор. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Поиск ошибок в записи алгоритма.

Развивать внимание. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Формировать умение находить и исправлять ошибки в записи алгоритмов. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

Экзамен у мышки

Проверка умения ориентироваться по сторонам лево-право. Проверка умения управлять курсором.

«Зимняя сказка»

4. Последовательность действий (алгоритм) (6ч)

Действия предметов.

Научить определять и называть действия предметов, обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

«Алик. Скоро в школу»

Последовательность событий.

Научить определять последовательность событий.

«Алик. Скоро в школу»

19-20

Порядок действий.

Научить определять порядок действий.

«Алик. Скоро в школу»

21-22

Исполнитель

Познакомить с понятием исполнитель. Составлять простейшие алгоритмы для исполнителя Робота.

«Фантазия»

5. Введение в логику (32ч)

23-27

Решение задач на развитие внимания

Развивать внимание, логическое и образное мышление. Формировать грамотное и безопасное общение с ПК, уменьшать психологический барьер «человек-компьютер». Закреплять навыки пользования мышью, назначение левой и правой кнопки мыши.

«Алик. Скоро в школу»

28-32

6-10

Понятие множества. Элементы множества. Сравнение множеств по числу элементов.

Знакомство с понятием множества и его элементами. Научить сравнивать множества по числу элементов. Развитие логического и образного мышления, развитие речи.

«Мир информатики»

Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.

Учить анализировать. Учить выделять общий признак группы предметов. Учить выделять лишний предмет из группы предметов. Развивать внимание и логическое мышление

«Фантазия»

Выделение существенного признака предмета.

Учить выделять существенные признаки предметов. Развивать внимание, логическое мышление и память.

«Фантазия»

Выделение существенного признака группы предметов.

Учить выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы. Развивать внимание и логическое мышление

«Фантазия»

36-40

14-18

Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач.

Учить выявлять закономерности в расположении предметов. Развивать внимание и логическое мышление. Учить вводу числовой информации с клавиатуры.

«Paint »

41-43

19-21

Логика и конструирование.

Развитие логического и образного мышления. Учить разделять фигуру на заданные части по представлению. Развивать цветовое восприятие у учащихся и формировать умение использовать поворот фигуры при работе с прикладной программой.

«Paint »

44-46

22-23

Кодирование информации.

Познакомить с понятием кодирования. Научить ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

«Тарзан»

47-49

24-27

Путешествие в зазеркалье. Симметрия фигур.

Научить находить симметричные фигуры относительно вертикальной и горизонтальной осей симметрии.

«Фантазия»

50-52

28-30

Истинность и ложность высказываний.

Познакомить с понятием истина и ложь. Научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности.

«Фантазия»

53-54

31-32

Итоговое занятие

Обобщить знания, полученные за весь курс.

Советы