Какая беда стряслась! Основные творения Александра Ивановича фон Гогена.

Алекса́ндр Ива́нович фон Го́ген (12 августа , Архангельск - 6 марта , Санкт-Петербург) - петербургский архитектор периода эклектики . Крупнейшие проекты - городская мечеть , музей Суворова , здание Николаевской академии , особняк Кшесинской .

Уже через 2 года фон Гоген начал практику. С 1887 по 1883 гг. работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора , Александра Фёдоровича Красовского , Ивана Семёновича Богомолова . В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод .

С 1890 года фон Гоген преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица , Николаевской инженерной академии , и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств.

С 1893 по 1906 годы фон Гоген занимал должность архитектора двора великого князя Владимира Александровича , а с 1903 года был также архитектором императорского двора . Входил в совет редакции журнала «Зодчий »; по его инициативе создано Общество архитекторов-художников.

Проекты

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости ( - ). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна , 18, левая часть; Графский переулок, 5). .
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова , при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки ( - , совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. ( -). Октябрьская набережная , 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания , 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова ( - , при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург , Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева . Большая Пушкарская ул. , 26. - (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть ( -1913 год , совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) ( -)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба ( - ) Суворовский проспект , 32.
  • Усадьба Борки ( -).
  • Особняк К. А. Варгунина , - - Фурштатская улица , 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка ( - ), Пенза , улица Советская, 3.
  • Не реализованный проект здания Офицерского собрания (Дом офицеров , Литейный проспект , 20).
  • в Чернигове (1910-13 гг.) по просп. Мира, 43 (быв. ул. Ленина, до Окт. рев. - Шоссейная).
Памятники и скульптуры (архитектурная часть)
  • Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий» в Александровском парке (архитектурная часть; скульптор - К. В. Изенберг , расчёты фундамента - проф. В. Н. Соколовский, литейщик - В. З. Гаврилов; 1908-1910).
  • Памятник 1911 г. черноморским (запорожским) казакам, высадившимся на Тамани 25 августа 1792 г. (скульптор А.И. Адамсон).

    Osobnyak Kshesinskoy.jpg

    Особняк Кшесинской.

    VonGogenGrafsky.jpg

    Графский пер., 5 / ул. Рубинштейна, 18 (дом Жевержеева).

Напишите отзыв о статье "Гоген, Александр Иванович фон"

Примечания

Литература

  • // Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 1-е сентября 1913 года. - СПб. : Издание инспекторского отдела Собственной Его Императорского Величества канцелярии . Сенатская типография, 1913. - С. 1858.
  • Эвальд В. // Зодчий : журнал. - 1914. - № 12 . - С. 143-144 .
  • Кириков Б. М. Образец стиля модерн // САЛ. 1976, № 6. С. 38-41
  • Привалов В. Д. Каменноостровский проспект. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 639 с. - ISBN 5-9524-1882-1

Отрывок, характеризующий Гоген, Александр Иванович фон

Третья рота была последняя, и Кутузов задумался, видимо припоминая что то. Князь Андрей выступил из свиты и по французски тихо сказал:
– Вы приказали напомнить о разжалованном Долохове в этом полку.
– Где тут Долохов? – спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
– Претензия? – нахмурившись слегка, спросил Кутузов.
– Это Долохов, – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Кутузов. – Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив. И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
– Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, – сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. – Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся. На лице его промелькнула та же улыбка глаз, как и в то время, когда он отвернулся от капитана Тимохина. Он отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал Долохов, и всё, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что всё это уже прискучило ему и что всё это совсем не то, что нужно. Он отвернулся и направился к коляске.
Полк разобрался ротами и направился к назначенным квартирам невдалеке от Браунау, где надеялся обуться, одеться и отдохнуть после трудных переходов.
– Вы на меня не претендуете, Прохор Игнатьич? – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3 ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. Лицо полкового командира выражало после счастливо отбытого смотра неудержимую радость. – Служба царская… нельзя… другой раз во фронте оборвешь… Сам извинюсь первый, вы меня знаете… Очень благодарил! – И он протянул руку ротному.
– Помилуйте, генерал, да смею ли я! – отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом.
– Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен. Да скажите, пожалуйста, я всё хотел спросить, что он, как себя ведет? И всё…
– По службе очень исправен, ваше превосходительство… но карахтер… – сказал Тимохин.
– А что, что характер? – спросил полковой командир.
– Находит, ваше превосходительство, днями, – говорил капитан, – то и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать…
– Ну да, ну да, – сказал полковой командир, – всё надо пожалеть молодого человека в несчастии. Ведь большие связи… Так вы того…
– Слушаю, ваше превосходительство, – сказал Тимохин, улыбкой давая чувствовать, что он понимает желания начальника.
– Ну да, ну да.
Полковой командир отыскал в рядах Долохова и придержал лошадь.
– До первого дела – эполеты, – сказал он ему.
Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своего насмешливо улыбающегося рта.
– Ну, вот и хорошо, – продолжал полковой командир. – Людям по чарке водки от меня, – прибавил он, чтобы солдаты слышали. – Благодарю всех! Слава Богу! – И он, обогнав роту, подъехал к другой.
– Что ж, он, право, хороший человек; с ним служить можно, – сказал Тимохин субалтерн офицеру, шедшему подле него.
– Одно слово, червонный!… (полкового командира прозвали червонным королем) – смеясь, сказал субалтерн офицер.
Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.
– Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
– А то нет! Вовсе кривой.
– Не… брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки – всё оглядел…
– Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне… ну! думаю…
– А другой то австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый. Я чай, как амуницию чистят!
– Что, Федешоу!… сказывал он, что ли, когда стражения начнутся, ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарте стоит.
– Бунапарте стоит! ишь врет, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарте стоит! То то и видно, что дурак. Ты слушай больше.
– Вишь черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы еще до места не дойдем.
– Дай сухарика то, чорт.
– А табаку то вчера дал? То то, брат. Ну, на, Бог с тобой.
– Хоть бы привал сделали, а то еще верст пять пропрем не емши.
– То то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!
– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
Модерн - стиль, отвергший все, что было до него, чтобы стать самым современным.
Сочетаться с Настоящим стиль решил, не учтя, что Настоящее -
неуловимое мгновение и попытке перевести в образ то, что неуловимо,
грозят непредсказуемые последствия.

В альбоме представлен образ Модерна, запечатленный в особняке Кшесинской -
шедевре Серебряного века.

Фото Марины Бреслав в композиционной обработке Галины Зеленской.
Работа над альбомом завершена 14.02.2010

На переднем плане - темный силуэт памятника "Стерегущему", открытому 26.4.1911 в Александровском парке.
Арх. А. И. Гоген. Ск. К. В. Изенберг.


Памятник "Стерегущему" - зримая точка отсчета того времени, куда мы должны попасть. Идет Русско-Японская война 1904-1905 годов, что будет иметь тяжелейшие последствия - усиление революционных настроений в России. Еще 12 лет пройдут, через Первую Мировую войну проскочат, и Старого мира с его упованиями-обещаниями не будет...

Что делают люди, на долю которых выпало пережить эти страшные годы? Архитектор Александр Иванович Гоген проектирует памятник миноносцу, что близ Порт-Артура вступил в неравный бой с японскими кораблями и был потоплен собственным экипажем, решившим не сдаваться врагу. Матросы миноносца "Стерегущий" погибли во имя Старого мира. Матросы, оставшиеся в живых, еще чуть-чуть и будут громить этот мир Старый...

В мае 1905 года художник М. В. Нестеров писал... «Русская эскадра погибла вся, она уничтожена.С того дня величие Родины, ее слава померкла. Закатилось солнце, глубокий траур приняла народная душа».

И. Е. Репин испытывал те же настроения... «Да, какое время!.. Даже в глазах темно, и бесконечными кажутся томительные, бесконечные ночи. Мрачные мысли, безотрадные настроения!»

Завершающие дни накануне «развязки» войны были описаны литератором А. П. Шполянским... «В Петербурге, в Москве на благотворительных базарах в пользу раненых еще дотанцовывали модный вальс, необычайно, кстати, названный – «На сопках Маньчжурии». Но уже нескончаемой вереницей гудели по рельсам возвращающиеся на родину поезда, и из темных и смрадных теплушек все чаще и громче раздавалось страшное, хриплое угрожающее пение, прерываемое безнадежной площадной, солдатской бранью».


Соборная мечеть Санкт-Петербурга — памятник исламской культовой архитектуры. Авторы проекта: Н. В. Васильев при участии инженера
С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена. 1909—1920 годы.

Соборная мечеть - один из ответов на вопрос, что делают люди, на долю которых выпало пережить последние годы в истории царской России.

Сразу можно сказать, архитектор Александр Иванович Гоген, как и все его коллеги по профессиональному цеху, открыт Миру Духовной культуры, в котором не существует для него каких-то границ: своего - чужого, хорошего - плохого. Все достойно постижения, только... В "лихую годину" людям способно помочь лишь то, что родственно их душе изначально, что выросло, поднялось из той земли, на которой они родились. Кто таков - архитектор Гоген? Сейчас узнаем...

Александр Иванович родился в 1857 году на дальнем Севере - в городе Архангельске - в дворянской семье, учился в местной гимназии. С 1879 года, по окончании Петербургской Академии Художеств, работал архитектором Сестрорецкого завода и помощником у архитекторов А. Ф. Красовского и П. Ю. Сюзора. В дальнейшем карьера пошла вверх, практика расширилась. Он стал архитектором двора великого князя Владимира Александровича, преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в Николаевской инженерной Академии и Николаевском инженерном училище. С 1895 года Гоген - академик архитектуры, еще через год - действительный член Академии Художеств.

В 1900-е годы А. И. фон Гоген - архитектор Высочайшего двора, инспектор по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества, Старшина Санкт-Петербургского общества архитекторов, член Совета редакции журнала "Зодчий", профессор Института Гражданских Инженеров (отстаивающего иную программу образования архитекторов в сравнении с Академией художеств). Согласитесь, Гоген вел обширнейшую деятельность: и практическую, и преподавательскую, и общественную. Он был подлинным созидателем: творцом Нового, не боящимся пересматривать Старое...




Особняк М. Ф. Кшесинской. Кронверкский проспект, 1-3.

Арх. А. И. фон Гоген. Проектное решение фасада. 1904-1908.


Прежде чем мы дойдем до особняка Кшесинской - шедевра Серебряного века - я хочу вам показать чертеж этого особняка. Видели нечто подобное?

Ответ одного из профессиональных исследователей таков... "В здании особняка М. Ф. Кшесинской в Петербурге архитектор А. И. фон Гоген соединил элементы Классицизма, флореального декора Ар Нуво с подчеркнуто геометризованными элементами, предвещающими конструктивизм". Только чужое соединил, а своего ничего не прибавил? Еще один ответ, похожий... "Особняк Кшесинской знаменует зрелую фазу петербургского модерна. Здесь новый стиль предстает в своем интернациональном варианте, в котором наиболее ощутимы интонации венского сецессиона. Холодная элегантность, графическая четкость и строгое изящество воспринимаются как чисто петербургские черты, а некоторая жесткость рисунка выдает руку бывшего эклектика". Как можно подняться на "зрелую фазу" Нового, специфически петербургского явления, оставшись в плену всеобщего и Старого?

Обещаю вам никогда не рассаживать живые произведения по клеткам с надписями "такой-то стиль", уже потому что подобное расчленение способно лишь убить живое явление, к коим относится искусство Архитектуры, а в нем Модернизм.



Хочу предварить разглядывание особняка прекрасного следующими общими соображениями... Явление, называемое Модерном, возникло в художественной жизни Европы, включая Россию, на границе XIX - XX веков в канун коренных преображений всего и вся: образа жизни, системы общественных отношений, мировоззрения и мироощущения, всех родов искусств... Архитектуре всего Мира предстояло раздеться до нага, выставив напоказ "кожу и кости" или бетон и стекло.

Модерн был последней попыткой просвещенного человечества что-то отбросить, что-то внедрить - главное спасти, не позволив Миру низвергнуться в Бездну. Как спасти? Обращаясь за помощью к глубинам подсознания своих творцов. Отсюда, сколько стран, сколько городов, сколько творцов и созданных ими произведений - столько видов Модерна.

Подготовьтесь, чтобы проникнуть в глубины архитектурного подсознания, необходимо прибегнуть к "ключам", вскрывающим тайны рождения архитектурных идей, пространств и форм. Прежде всего нам придется пользоваться такими понятиями, как Целое, часть, частица; Симметрия и Асимметрия; Статичность и Динамичность. Сразу же и начинаем... Вглядитесь в фасад особняка, приведенный на этой странице. Взгляд вам скажет сам...

Модерн - сочетание бесконечного множества симметричных частей, что дает асимметричное целое.
Каждая симметричная часть - образ мгновения, застывшего в Пространстве-Времени.
Асимметричное целое - перевод суммы застывших мгновений в явление, не истекающее в Пространстве-Времени.
Это - ФИЛОСОФИЯ МОДЕРНА, ЗАНЯТАЯ РЕШЕНИЕМ ВОПРОСА,
КАК ОЖИВИТЬ СЕЙЧАС ТЕКУЩЕЕ МГНОВЕНИЕ,
ЧТОБЫ СМОГЛО ОНО ПРОТИВОСТОЯТЬ ГРЯДУЩЕМУ КРУШЕНИЮ.
Утопичная, несбыточная надежда, мечта? Не мучайте душу Модерна...

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.
Осип Мандельштам. 1909


Симметричное целое подчинено Центральной оси симметрии. Она - координата, уравновешивающая в двухмерной плоскости фасада относительно самой себя правое и левое, верх и низ.

Асимметричное целое тоже имеет Ось симметрии, только по природе своей то совсем другая координата. Она уравновешивает разновеликие объемы здания - трехмерные пространства - относительно самой себя и делает это невидимо для взгляда.

Координата присутствует где-то там - внутри, в сокровенных глубинах архитектурного целого, где течет невидимая за стенами Жизнь. Та самая Жизнь, что при подобном к ней отношении становится первостепенной, все определяющей, а значит, живой: способной изменяться, идеям и прихотям подчиняться самым разным, индивидуальным, конкретным, неповторимым, личным. Изменение - Времени движение. Значит, дома Модерна четырехмерны...


Застывшее в Вечности бытия - текущее в конкретности происходящего здесь-сейчас.
Неизменное в статичности своей - пребывающее в движении-изменении.
Проектируемое "извне-внутрь", как трехмерное скульптурное произведение, -
проектируемое "изнутри-наружу", как развивающийся в пространстве-времени процесс.
Безразличное к проявлениям Жизни живой - Жизнью живой рожденное.

Первая часть противопоставления - то, что отрицает Модерн, как Прошлое Архитектуры, исчерпавшей свои возможности. Вторая часть - то, что Модерн утверждает, как Будущее Архитектуры, что осчастливит людей. Это еще нужно доказать - думаете вы?

Ничего не нужно доказывать: в подобных убеждениях
заключается ВЕРА, ДАЮЩАЯ ЖИЗНЬ И МОДЕРНУ...

Не говорите мне о вечности -
Я не могу ее вместить.
Но, как же вечность, не простить
Моей любви, моей беспечности?
Я слышу, как она растет
И полуночным валом катится.
Но - слишком дорого поплатится,
Кто слишком близко подойдет.
Осип Мандельштам. 1909



МУЗЫКА МОДЕРНА -
серебряный перезвон мгновений,
чистых в своей изысканной простоте:
Один - два - три...

Перевод темы на другой регистр,
более высокий или низкий,
и снова: Один - два - три...

Почему лишь таков пересчет?

По древнейшим космогоническим представлениям... Один - нечто целое: нераздельное единство, как Бог.
Два - напряженное противостояние двух противоположных свойств, величин, на которых держится Мироздание.
Три - достижение Результата в соединении Целей и Средств.

Переводы с одного архитектурного регистра на другой делаются просто: за счет изменения цвета и фактуры отделочных материалов. Красный и серый гранит - модуляции одного регистра: низкого. Светлый облицовочный кирпич - иной архитектурный регистр: высокий. Майоликовые плитки и декоративный металл - разработка мелодической темы.

Все так легко, все так не сложно, если не видеть, что это Высшая - Божественная - простота,
благодаря которой Творец и творение становятся нераздельными...

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
Осип Мандельштам. 1909



Специально приближаю декоративный фриз,
чтобы, углубившись
в созерцание видимого,
вы услышали его звучание.
Серебряный перезвон?! Серебряный, но...

Будьте внимательны... Трехчастный аккорд вначале. Ликующий?! Не похоже...
Трехчастный аккорд в завершении. Ликующий?! Нет, более похож на глубокий, печальный стон,
что изнутри первого венка исходит, вторым поглощается.
И лавровые венки подозрительны. Они - не те, коими увенчивают героев. Они - другие: венки траурные...
Увитые лентами палочки с шишечками вполне жизнерадостны. Значит, они отбивают барабанную дробь?
В такой-то картине? Нет, они - не барабанные палочки, они ближе к скипетрам в руках друидов-жрецов.
Хотите сказать, не могла владелица согласиться с декором, что не пел бы славу лично ей - примадонне?! Не могла...
Не мог архитектор превратить свое здание в саркофаг?! Не мог, только...

Подлинные архитекторы - Мироустроители - не у заказчиков они у "Времени в плену".
Разум старается сделать одно, подсознание делает свое.
И плывет над Петербургом Серебряного века издаваемый Модерном тоже серебряный Траурный перезвон.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Осип Мандельштам. Silentium. 1910

Да-да, над непосвященными - невидящими, неслышащими - и сегодня, и тогда беззвучно смеялась Тишина...


Чудесный фонарик заливает светом Зимний сад.
Зимой всё спит, а тут цветет! Как вам нравится,
игры с Пространством-Временем продолжаются
и более того закрепляются в рисовке ажурного витража?!

В прямоугольной геометрической сетке вращается Колесо.
Какое - Солнечное? Тогда почему утроенное?
Почему его движение не закреплено в направлениях
четырех сторон света: Восток - Зенит - Запад - Надир?

Значит, то - лавровый венок, которым увенчивают героев?
Сразу троих? Или одного о трех головах? Ужасно...
Что-то в трактовке не получается - не срастается.
Приближаем к себе Колесо...

Повторяю... В витраже не одно Колесо, а целых три.
Причем, их оси смещены относительно центра по вертикали.
Во-вторых, листики лавра стараются расположиться
симметрично относительно Центральной оси
и не могут - то тут, то там сбиваются.

В-третьих, смотрите...
Колеса вращаются,
из цепкой сетки вырываются,
вверх поднимаются
и к зрителям приближаются...

Это мистика? Это - иллюзия движения,
на которые горазд Модерн,
что хочет управлять
Пространством-Временем...

Откуда взялась подобная сверхзадача? Что-то мне дать ответ обещает... То дальний Север -
место рождения архитектора - цепью мыслей прорастает... Лавр — фетиш, наделяющий чудодейственной силой самого Бога Аполлона. Бог этот, судя по эллинским мифам, рожден в Гиперборее — стране блаженных, что лежит на Севере дальнем: там «за Бореем», где ныне стынет Ледовитый океан, а на берегах его продолжают жить другие люди, поклоняющиеся другим Священным деревьям...

Множество форм я сменил, пока не обрел свободу.
Я был острием меча — поистине это было;
Я был дождевою каплей, и был я звездным лучом;
Я был книгой и буквой заглавною в этой книге;
Я фонарем светил, разгоняя ночную темень;
Я простирался мостом над течением рек могучих;
Орлом я летел в небесах...
И сам взволновался Господь, увидев мое рожденье, —
Ведь создан я магом из магов еще до творенья мира;
Я жил и помню, когда из хаоса мир явился...

Отрывок из кельтской поэмы «Битва деревьев» посвящен Священному дубу, что Власть над Пространством-Временем давал и дает тем, кто об его чудодейственной мощи не забывает - хранит тайну в глубинах подсознания. В "лихую годину" тайны явь обретают, чтобы поняли люди: они многое могут, Сокровенное знание не забывая - пусть не всегда осознанно, но всегда его воскрешая...

Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.

Я так же беден, как природа,
И так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
Осип Мандельштам. 1910



Такого, я думаю, вы не видели нигде и никогда. На подоконнике уложены ветви лавра. Зачем Вы это сделали, господин Гоген? Чтобы потешить владелицу Вами создаваемого особняка напоминанием о Славе, что ее за порогом ждет, за нею следом идет, ни на минуту не оставляя? Кельтскую тему, пришедшую с Севера дальнего, продолжаем и получаем противоположный ответ...

У окна уложен оберег - "Серебряная Ветвь", что согласно древнейшим северным поверьям
спасает "от волн опасности и напряжения", когда чувства твердят свое: грядут ужасные года...
В огромном омуте прозрачно и темно,
И томное окно белеет.
А сердце - отчего так медленно оно
И так упорно тяжелеет?

То всею тяжестью оно идет ко дну,
Соскучившись по милом иле,
То, как соломинка, минуя глубину,
Наверх всплывает без усилий.
Осип Мандельштам. 1910

Грядет Хаос, о сердце мое, что Старый мир поглотит. Что делать?
Искать помощи у него - исконного того, что прячется в глубинах подсознания.
Вот такой поучился "флореальный декор Ар Нуво"...


Фотопортрет Матильды Кшесинской,
шляпку на чудесной головке которой
украшает вязь, буквально повторяющая
орнаментальные элементы декора ее дома -
особняка, дворца.

Что за жизнь за прекрасными стенами протекала? Неповторимая, как и предназначенный для нее особняк. Для Модерна характерно: заказчики и архитекторы на равных творят свой собственный, сугубо индивидуальный мир. Без подобного союза Архитектура не возникает, не оживает.


Заказчица - прима-балерина Императорского Мариинского театра Матильда Феликсовна Кшесинская - рассказывает... "Мысль построить себе более удобный и обширный дом возникла у меня после рождения сына... Из многих предложенных мне мест для постройки мой окончательный выбор остановился на участке на углу Каменноостровского проспекта и Большой Дворянской улицы, застроенном целым рядом маленьких деревянных домиков. Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик и по своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад. План я заказала известному в Петербурге архитектору Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе с ним обсуждали расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни". "Дом вышел очень удачным, архитектор выполнил блестяще все мои желания".

В 1907 году на конкурсе лучших фасадов Городская управа присудила за особняк серебряную медаль. "Все, кто едут и идут от Невы по направлению к Каменноостровскому проспекту, любуются изящным фасадом особняка, занявшего один из самых живописных уголков столицы", - сообщали газеты.

Вход со двора
в особняк Кшесинской.
Романтическое панно -
на соседнем доме В. Э. Бранта.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1909-1910

Особняк получил двойственное назначение: дом для проживания семьи в условиях, максимально-приближенных к ее требованиям, и популярный в Петербурге светский салон... В особняке Кшесинской проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга. Великие князья Андрей Владимирович, Глеб и Борис Владимировичи, Сергей Михайлович, Сергей Дягилев, Вацлав Нежинский, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Тамара Карсавина, Анна Павлова - все они были друзьми Матильды Кшесинской. Великий князь Андрей Владимирович стал ее супругом и отцом сына Владимира. Их роман был одним из самых романтичных в предреволюционном Петербурге...

Из полутемной залы, вдруг,
Ты выскользнула в легкой шали -
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг...
Осип Мандельштам. 1908

И еще... При доме были специальные помещения для экипажа и автомобилей, коровник для коровы, кроме того, при доме жила свинья, а в доме - маленькая козочка и любимый фоксик балерины. В своих воспоминаниях Кшесинская писала, что во дворе дома часто "можно было увидеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика".

Счастливая жизнь в особняке закончилась в начале 1917 года, когда в Петербурге стало неспокойно, на улицах появились военные, часто стреляли. Страх за жизнь сына заставили Кшесинскую покинуть свое уютное и уже привычное жилище. Судьба распорядилась так, что больше она уже никогда не вернулась сюда. Лишь на мгновение они смогли оживить свое время, что, перестав застывать, быстро истекло...

Несколько раньше (на три года)
оборвалась жизнь Николая Ивановича.
Официальная версия такова...
Активная деятельность сказалась
на здоровье зодчего.
6 марта 1914 года тяжело болевший
Александр Иванович фон Гоген
застрелился в своей квартире
(Невский пр., 136).
Архитектора похоронили
на Смоленском кладбище.

Когда удар с ударами встречается
И надо мною роковой,
Неутомимый маятник качается
И хочет быть моей судьбой,

Торопится, и грубо остановится,
И упадет веретено --
И невозможно встретиться, условиться,
И уклониться не дано.

Узоры острые переплетаются,
И все быстрее и быстрей,
Отравленные дротики взвиваются
В руках отважных дикарей...
Осип Мандельштам. 1910

Если попытаться представить все здания, построенные Александром Ивановичем в Петербурге, России, за рубежом, они перейдут за обозримое число. Он был титаном, и не единственным, что в силе своей представляли опасность для Времени, которое непреодолимо неслось в Бездну, обещавшую коренное преображение Мира.


А. И. фон Гоген в своих произведениях пытался оживить застывшие в предшествующей архитектуре мгновения и заставить их течь, как Правда, Добро, Красота велят... Это была непомерная для человеческих сил задача. Вечность забрала его к себе, оставив оживающий в зданиях Модерна серебряный перезвон...

Разглядываю металлический накладной декор
на ограде особняка Кшесинской,
что закрывает его со стороны
Большой Дворянской улицы...
В декоре есть ответ какой-то иной...
Какой?

Опять эти дубовые листья, что не Славу поют, а согласно древнейшим северным поверьям спасают "от волн опасности и напряжения", когда чувства твердят свое: грядут ужасные года... Грядут? Уже пришли? Уже...

Скудный луч холодной мерою
Сеет свет в сыром лесу.
Я печаль, как птицу серую,
В сердце медленно несу.

Что мне делать с птицей раненой?
Твердь умолкла, умерла.
С колокольни отуманенной
Кто-то снял колокола.

И стоит осиротелая
И немая вышина,
Как пустая башня белая,
Где туман и тишина...

Утро, нежностью бездонное,
Полуявь и полусон --
Забытье неутоленное --
Дум туманный перезвон...
Осип Мандельштам. 1911

Нет-нет, не мог такой зодчий быть слабым человеком.
Значит, предчувствуя Предстоящее, он сам распорядился с собственной судьбой?


А. И. фон Гоген в своих произведениях
пытался оживить
застывшие в предшествующей архитектуре
мгновения и заставить их течь,
как Правда, Добро, Красота велят...
Это была непомерная
для человеческих сил задача.
Вечность забрала его к себе,
оставив оживающий в его здании
серебряный перезвон, звучащий
непостижимо-притягательной тайной...

Приглядитесь к "Серебряной ветви" из лавровых листьев.
Ленты свиваются под углами, опущенными вниз так печально...
То - траурные ленты со своей темой...
МОДЕРН, ЗАПЕЧАТЛЕВШИЙ СУТЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА, РОССИИ, МИРА,
ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕКРАСНОЕ КЛАДБИЩЕ НЕСБЫТОЧНЫХ НАДЕЖД СТОЛЬ ЖЕ ПРЕКРАСНЫХ...

Так вот она -- настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!
Осип Мандельштам. 1912

Траурный венок на скале
памятника миноносцу "Стерегущему".

Александр Иванович фон Гоген был в Порт-Артуре. Для этого города он создал Собор в русском национальном стиле, пополнивший его "воинскую линию" в Модерне, что в Петербурге представлена зданием Офицерского собрания армии и флота (ныне Дом Офицеров) и музея А.В. Суворова.

Русский модерн в национальном стиле мало что отразил и ничего не изменил, ибо люди и Время не склонны к размышлениям:
в пору Серебряного века они равно мчалось в бездну...

Сквозь сети -- сумерки густые --
Не видно солнца, и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи.
Как плугом, океан деля,
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
Осип Мандельштам. Май 1918



Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская улица, 4.
Арх Р. Ф. Мельцер. 1909-1910

В 1957 году по инициативе Музея политической истории особняк Бранта был соединен новым корпусом с особняком Кшесинской и произведение Мельцера перестало восприниматься, как нечто особое в сравнении с произведением Гогена.

Это не верно: произведения по своим художественным особенностям принадлежат к различным временам. Гоген начал проектировать свой особняк в 1904 году. Мельцер - в 1909. Скажете, пять лет - не срок?! Ошибаетесь, весь Модерн за десять лет успел возникнуть и исчезнуть, оставив на память о себе множество интерпретаций чего-то общего, единого и, одновременно, различного.


Особняк Гогена - шедевр, потому что в его архитектуре воплощен образ Серебряного века во всей полноте свойственных ему упований, отчаяний и надежд. Особняк Мельцера - уход от проблем Серебряного века в сферу чистого искусства - этакого эстетического "пуризма". Современники подобный вариант Модерна называли "гигиеническим". Разглядываем...

Здание облицовано белыми мраморными плитами. Со стороны узкого двора - светлым лицевым кирпичем. Разница введена из-за того, что "мелкий кирпичик дает нежелательную пестроту, лишающую стену монументальности".

По объемной композиции здание асимметрично, но не это - главное. Во многом ощутимо воспоминание о Классике. Например, в круглом выступе, завершающем основной объем, использован ордер в свободной рисовке и классические балясины.


Плоскости глухой высокой ограды особняка Бранта украшены горельефами. Симметричными: с двумя гирляндами и букетами плодов, с двумя лавровыми венками, двумя розетками и картушем в центре, увенчанным ликом Цереры - богини плодородия. Все части горельефа жизнеутверждающими силами напряжены. Где беды, мрачные ощущения и предчувствия? Если и были, то очень давно...

Литой чугунный горельеф украшает
беломраморные стены особняка лесопромышленника Бранта.

По античной мифологии морское чудовище убивает Персей.
У него не было таких крыльев...

Ну и что, главное в том, что горельеф победе посвящен.
В пору Серебряного века?
Серебряный век тут тоже не при чем.


Все здание спрятано вглубь участка. Лишь один высокий, прямоугольный выступ с проездной аркой вынесен на красную линию Большой Дворянской улицы. Декор настораживает: это - не простой въезд, это - декларация художественных установок, которых придерживается автор особняка - архитектор Роман Мельцер...

На аттике (над проездной аркой) размещено фаянсовое панно, сюжет которого посвящен богине Венере.


Проездная арка - в обводе изысканнейшего растительного орнамента, что, превращаясь в металлические кронштейны, поддерживают висящий в центре арки фонарь. Томно свисающие с подвесок гирлянды возражают против конструктивно-функционального истолкования назначения орнаментального декора. Это - театральный занавес, ниспадающий вниз...

Чтобы никого не огорчить, скажу шепотом: это - створки проездных ворот. Открываясь, они пропускают машины, если водители не заглядятся на орнамент, в котором есть что рассмотреть.

Такая графика! Меандры, розетки, вертикальные ряды колец, спирали, зажатые в границах прямоугольного поля, что оборачиваются относительно внутренней оси симметрии. Спирали хотят развернуться в весь свой рост. Абрис поля не позволяет: их задача в другом заключается.
они должны нести овоид из венка и декоративный щит.

Завершает створки... павлин, в напряженных линиях оживающий! Нет, жар-птица! В общем, створкам таким честнее всего в Тот мир вести, где нет машин, а для пешеходов и и на улицах разостланы ковры...

Не могу не вспомнить стихотворение Валерия Брюсова, к счастью, не Петербургу посвященное: "Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной"...

Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.

Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн...

В Петербурге тоже много чего происходит. Например, на Большой Дворянской улице лесопромышленник Брант построил для себя дворец, на который архитектор, исполнявший его художественные капризы, набросил белую "тогу", подобную тем, какие носили архонты в Древней Элладе, и украсил ее "фибулой" (металлической застежкой) драгоценной по художественным качествам своим. И случилось это в мгновение между двумя войнами - Русско-Японской и Первой Мировой. Многие могли жить, ничего не предчувствуя, ничему не сочувствуя. Но, слава Богу, не все...

О Русско-Японской войне напоминают в Петербурге кроме памятника "Стерегущему" две гранитные скульптуры «ши-цза» (мифологические львы-лягушки). Их установили в 1907 году на Петровской набережной, три года назад одетой в гранит. На постаментах выбили надпись: "Ши-цза из города Гирина в Манчжурии перевезен в Санкт-Петербург в 1907 году".

Традиционно такие «стражи» ставились в Китае около царских дворцов и на кладбищах. Наши -- семейные: один из них -- мама (под лапой львёнок), другой — папа. Согласно повериям, они охраняют семейный очаг. На плинтах сообщается, что сделан сей Ши-цза в счастливый день в 1906 году. Львы были подарены приамурскому генерал-губернатору Гродекову. Он же, в свою очередь, подарил скульптуры столичному граду Российской империи Петербургу, оплатив и перевозку, и установку на новой набережной. Условие было лишь одно: сделать надпись на постаменте - «Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова». Обещание сдержали.



Может быть, кто-то не помнит, при чем тут Манчжурия? Война между Россией и Японией велась за контроль над Маньчжурией и Кореей. Российская армия и флот терпели поражение за поражением. Привожу рассказ о произошедшем однажды на полях военных действий...

В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение. Был убит командир полка. И когда силы оборонявшихся были на исходе и заканчивались боеприпасы, в тылу полка вдруг заиграл духовой оркестр, возглавляемый капельмейстером Ильёй Алексеевичем Шатровым, придавая русским воинам силы. Полк сумел прорвать кольцо окружения. Из всего полка вышли живыми только 7 музыкантов оркестра, награжденных впоследствии Георгиевскими крестами, почетными серебряными трубами. Капельмейстер И. А. Шатров «за разновременные отличия против японцев» был отмечен орденом Станислава третьей степени «с мечами». Что исполнял оркестр? Вальс "На сопках Манчжурии", ставший русской национальной песней...



Слова вальса вряд ли кто помнит целиком, мелодию, верю, знают все россияне и не только моего возраста. Если я не права, пойдите на Петровскую набережную к спуску с двумя священными чудищами из Манчжурии. Они споют: такие добрые существа не могут не разделить человеческого горя вне зависимости, какая сторона его терпела...

Спит Гаолян,
Сопки покрыты мглой...
На сопках Маньчжурии воины спят,
И русских не слышно слез...

Страшно вокруг,
Лишь ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далеких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючие слезы.

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.

Так спите ж сыны,
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте еще мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну.

Плачет, плачет мать родная
Плачет молодая жена,
Плачет вся Русь, как один человек
Злой рок и судьбу кляня...

Вот в какие годы существовал "бесстыдный стиль модерн", пытаясь найти выход из положения, в котором выхода не было - одни тупики.

Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске. В 1875 году окончил архангельскую гимназию и поступил в Академию художеств.

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 - 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод.

С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 - 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора.

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

6 марта 1914 года Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.

Постройки

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 - 1899). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова, при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки (1889-1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. (1891-1893). Октябрьская набережная, 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900-1901 (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909-1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895-1898)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900- 1901) Суворовский проспект, 32.
  • Усадьба Борки (1902-1903).
  • Особняк К. А. Варгунина, 1896-1899 - Фурштатская улица, 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 - 1912), Пенза, улица Советская, 3

| |
гоген александр иванович фонбет, гоген александр иванович фоны
Российская империя

Алекса́ндр Ива́нович фон Го́ген (нем. Alexander von Hohen) (12 августа 1856, Архангельск - 6 марта 1914, Санкт-Петербург) - российский архитектор.

  • 1 Биография
  • 2 Постройки
  • 3 Проекты
  • 4 Памятники и скульптуры
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске. 1875 году окончил архангельскую гимназию и поступил в Академию художеств.

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. 1877 - 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод.

С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств. 1893 - 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора.

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

6 марта 1914 года Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище. Могила не сохранилась.

Постройки

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 - 1899). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова, при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки (1889-1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. (1891-1893). Октябрьская набережная, 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900-1901 (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909-1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895-1898)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900- 1901) Суворовский проспект, 32.
  • Усадьба Борки (1902-1903).
  • Особняк К. А. Варгунина, 1896-1899 - Фурштатская улица, 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 - 1912), Пенза, улица Советская, 3

    Особняк Кшесинской.

    Графский пер., 5 / ул. Рубинштейна, 18 (дом Жевержеева).

Проекты

  • Здание Офицерского собрания (впоследствии Дом офицеров, Литейный проспект, 20), эскиз которого принадлежит фон Гогену.

Памятники и скульптуры

Памятник «Стерегущему» (ск. К. В. Изенберг, арх. А. И. фон Гоген)
  • Царь-плотник
  • Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году
  • Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий» в Александровском парке (архитектурная часть; скульптор - К. В. Изенберг, расчёты фундамента - проф. В. Н. Соколовский, литейщик - В. З. Гаврилов; 1908-1910).

Примечания

  1. Кириков Б. М. Григорий Люцедарский - мастер петербургского модерна // Архитектурное наследство. - М., 2012. - В. 56. - С. 261.

Литература

  • Эвальд В. А. И. фон Гоген. Некролог // Зодчий. 1914, № 12. С. 143-144
  • Кириков Б. М. Образец стиля модерн // САЛ. 1976, № 6. С. 38-41
  • Привалов В. Д. Каменноостровский проспект. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 639 с. - ISBN 5-9524-1882-1

Ссылки

  • Прогулки по Петербургу
  • Петербургские ассамблеи

гоген александр иванович фон для, гоген александр иванович фонбет, гоген александр иванович фонтанка, гоген александр иванович фоны

Гоген, Александр Иванович фон Информацию О

Александр Иванович фон ГОГЕН (1856-1914)

Александр фон Гоген родился в Архангельске, в небогатой дворянской семье. В 1875 году он поступил в Академию художеств, но из-за нехватки средств к существованию молодому человеку сразу же пришлось начать практическую деятельность. В 1877-1883 годах он работал помощником у архитекторов П. Ю. Сюзора, А. Ф. Красовского, И. С. Богомолова. Позже фон Гоген называл себя последователем Богомолова, мастера "русского стиля".

Идеи "русского стиля" наиболее ярко выразились в церковном строительстве фон Гогена. В 1894-98 годах им была построена церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости в Стеклянном городке, от которой до сегодня сохранилась лишь часовня (пр. Обуховской Обороны, 24). По образцу этой церкви в 1900-04 годах архитектор строит храм Николая Чудотворца в военном городке Павловска, дополнив ее деталью, которых нельзя встретить в древнерусских постройках 14-17 веков: стеклянным куполом. Св. Иоанн Кронштадтский посетив храм на третий день после открытия в изумлении воскликнул: "Какой чудный, какой дивный храм!".


Храм Николая Чудотворца в военном городке Павловска

В годах в том же русском стиле было построено здание дачи полковника Чернова на правом берегу Невы (1889-93, Октябрьская наб., 72) , доходный дом И. А. Жевержеева (1899, улица Рубинштейна, 18) и здание Офицерского собрания армии и флота (1895-98, Литейный пр. 20), уникальный многофункциональный комплекс, интерьеры которого были отделаны не хуже дворцовых резиденций императорской семьи, ведь здесь на балах и других мероприятиях собирался весь цвет российской армии. В то же время в Доме офицеров размещались гвардейские магазины и номера для приезжающих в столицу по долгу службы.


Дача полковника Чернова на правом берегу Невы


Доходный дом И. А. Жевержеева


Здание Офицерского собрания армии и флота

Зодчий много строил для нужд армии. Примером традиционной архитектуры в творчестве фон Гогена служит здание Николаевской академии Генерального штаба (1900-01, Суворовский пр. 32). По соседству с ним было построено здание Музея А. В. Суворова (1901-04, Кирочная ул. 43) в стиле модерна. В 1911-14 годах в царском селе зодчий возводит здание Магазина Гвардейского экономического общества (Павловское шоссе,4) в стиле английской готики.


Музей Суворова

Фон Гоген активно занимался и частным строительством. Им были построены особняк княгини Н. К. Вадбольской (1886-88, 9-я линия ВО, 10), особняк К. А. Варгунина (1896-99, Фурштатская ул. 52). Самая известная постройка архитектора - особняк балерины М. Ф. Кшесинской (1904-06, Кронверкский пр. 1-3), построенный им в стиле модерн.


Особняк Варгунина


Особняк Кшесинской

В своем творчестве архитектор, как истинный мастер периода историзма, обращается к самым разным архитектурным стилям. Так, в 1896-99 годах он строит в Царском Селе конюшенный корпус, запасной дом и оранжереи на даче великого князя Бориса Владимировича. Эти постройки были решены в духе викторианской Англии и считаются одними из первых проявлений модерна в архитектуре. В 1898-00 годах в стиле неоренессанса создает два парных здания на Фонтанке- для Ссудной казны и Государственных сберегательных касс (на.Фонтанки 70 и 78), В 1900-01 годах зодчий создает собственную дачу в Павловске в мавританском стиле (не сохранилась). В 1902 – 03 годах в селе Борки в Орловской губернии по заказу великого князя Андрея Владимировича фон Гоген строит гигантский дворцовый ансамбль в стиле неоготики. А в конце 1900х годов зодчий участвует в создании проекта Петербургской соборной мечети, выполненной в стиле, созвучном среднеазиатским постройкам 13-14 веков.


Запасной дом на даче Бориса Владимировича, Царское Село


Петербургская соборная мечеть

Александр фон Гоген занимался архитектурной частью при установке памятников миноносцу "Стерегущий" в Александровском саду, «Царь-плотник» и «Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году» на Адмиралтейской набережной.

С 1890 года Александр Иванович фон Гоген вёл преподавательскую деятельность в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров. Одно время на его квартире даже было устроено бюро справок по предложению студентам заработка. В 1895 году зодчий стал академиком архитектуры. Также фон Гоген входил в совет редакции журнала "Зодчий", был инициатором создания Общества архитекторов-художников. С 1903 года зодчий являлся архитектором Высочайшего двора.

Активная деятельность сказалась на здоровье зодчего. Страдая хроническим заболеванием почек, Александр Иванович не смог больше терпеть невыносимые боли, и вечером 6 марта 1914 года застрелился в своей квартире на Невском проспекте, 136. Архитектора похоронили на Смоленском кладбище. Надгробие на его могиле было уничтожено в 1935 году.

Ребенок