Вот глупое счастье с белыми.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ.

ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Вот оно, глупое счастье…» было написано С.А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление по­эта о счастье. Мы можем отнести его к философской лирике, при этом в нем присутствуют элементы пейзажа, черты ин­тимной лирики.

В этом произведении поэт вспоминает о прошлом, о своей юности, о жизни на родине. Лирический герой счастлив, на первый взгляд, беспричинно. Но читатель понимает, что это ощущение беспричинного, глупого счастья происходит от юности, душевной чистоты, открытости новым впечатлениям, любви к миру, природе. «Глупое счастье» - это белые окна в сад, закат, «златое затишье», «свежая розовость щек». Поэт использует характерные цвета: белый, красный, золотой, си­ний, розовый. Вместе с тем здесь едва уловимо звучит мотив любви. Герой упоминает о нежной девичьей песне. Но любовь здесь - это не буря чувств и эмоций, это тихая радость, по­рождающая покой и умиротворение.

Вот оно, глупое счастье,

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.

Эта тихая радость героя разливается в окружающем его мире: в «златом затишье», в цветущей калине, в нежной девичьей песне, в ночном холодке с поля. И вместе с тем душа лирического героя обращена к небу:

Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.

Душа его объемлет земное и небесное, обретая свою гармо­нию, наполняясь любовью и счастьем.

В произведении кольцевая композиция: начинается и за­канчивается оно упоминанием о счастье. Частица «вот» и ме­стоимение «оно» акцентируют внимание читателя на слово­сочетании «глупое счастье», что придает стихотворению до­полнительную экспрессию, эмоциональность.

Стихотворение написано дактилем, катренами, рифмов­ка - перекрестная. Поэт использует различные средства ху­дожественной выразительности: эпитеты («глупое счастье», «нежную песню»), метафору и сравнение («По пруду лебедем красным Плавает тихо закат»). На фонетическом уровне на­ходим аллитерацию («Здравствуй, златое затишье») и ассо­нанс («Нежна ядевушка в белом нежную песню поет»).
Скрепа: Единство чувств человека и состояния природы, нераз­дельная слитность человека с миром, синтез земного и небес­ного в мире лирического герояПроизведения для сопоставления: А.А. Фет «Как нежишь ты, се­ребряная ночь…», А.А. Блок «Летний вечер».

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье…»


Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Поэтому он часто мечтал о возвращении в родное село, хотя и понимал, что этого никогда не произойдет. Тем не менее, сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным. Конечно, он был по-своему счастлив и в Москве, когда получал приглашения почитать свои стихи перед именитыми горожанами. Однако совместить роскошь столичной жизни и простоту сельского быта поэту так и не удалось.

В 1918 году Есенин публикует стихотворение под названием «Вот оно, глупое счастье…», в котором с ностальгией вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности. Это состояние тихой эйфории поэт именует глупым счастьем, понимая, что человеку, который стремится в жизни к чему-то большему, чем просто созерцание, как «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», этого явно недостаточно. Но и без обычных сельских радостей Есенин уже не представляет своего существования.

«Здравствуй, златое затишье, с тенью березы в воде!», - приветствует поэт обычный сельский пруд, как старого знакомого. Он помнит очертания каждого дерева и каждый камень на деревенской улице и получает огромное удовольствие, мысленно переносясь в прошлое. Образы всплывают в подсознании сами собой, и вот уже «там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет».

Поэту очень дорогие эти воспоминания. И не только потому, что они хранят осколки настоящего счастья, которое казалось таким доступным и естественным. Для Есенина встреча с прошлым – это своеобразная экскурсия в юность, возврата к которой уже никогда не будет. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», - так характеризует автор этот яркий и очень романтичный период своей жизни. Он не жалеет о том, что его судьба сложилась так, что теперь встречи с родным селом становятся все более редкими. Однако где-то глубоко в душе поэт понимает, что с радостью бы променял столичное благополучие на неустроенный сельский быт только ради того, чтобы обрести ту удивительную чистоту мыслей и ощущение душевного равновесия. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как есенинская деревня, которую он с такой нежностью изображает во многих произведениях, уже стала другой, и поэту попросту нет в ней места.

IV. Анализ стихотворения С. Есенина «Вот оно, глупое счастье…»

Читая стихотворение С. Есенина, с первых же строк ощущаешь необычайное богатство и глубину поэтического мира, открывающегося в этом небольшом лирическом произведении. И сразу возникает целый ряд ассоциаций, усиливающих выразительность созданных в нем образов.

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

…И звучат в памяти блоковские строки:

Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

Перекличка на тематическом уровне – вечерняя заря, закат, образ возлюбленной – подкрепляется совпадением цветовых эпитетов: «лебедь красный», «синяя ряса» у Есенина, и у Блока – «красное пламя», «синие окна», «лазурная высь». Конечно, и стилистика стихов разная, и эмоциональный ряд отнюдь не совпадает, но в то же время сближает их яркая образность и высокая энергия стиха… А еще вспоминаются есенинские же строки о девушке в белой накидке «у той вон калитки» и грустное признание: разлюбил девушку в белом – «…А теперь я люблю в голубом»… Но это впереди, а пока переживания юности – чистой, наивной, трогательной.

Стихотворение написано в 1918г.

Здесь мы находим характерные для есенинской поэтики черты, которые отмечены еще в ранней лирике: метафоричность, унаследованную им от народно-поэтических традиций («лебедем красным плавает тихий закат»); библейские образы, «вращенные» в строй устной поэтической речи («Галочья стая на крыше / Служит вечерню звезде», «Стелется синею рясой / С поля ночной холодок»). Наконец, отметим и особую есенинскую цветопись с присущей ей мажорной четкостью. Краски броские, «звучащие» при почти элегической тональности стихотворения. И в то же время мы слышим голос творчески зрелого поэта, человека, воссоздающего образ нежной радости, рождающейся в нем, когда он видит вокруг себя красоту природы, переживает ощущение, получившее такое неожиданное определение –«глупое счастье».

Человеческое счастье может быть разным: трудным, выстраданным, долгожданным, тихим, горьким… Чем же наполнен эпитет «глупое»? Может быть, простое, незатейливое, не строящееся на корысти и расчете, такое, которое свойственно наивной молодости? И цветовой эпитет «белые» в соседней строке не случаен:

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

Он обозначает, конечно, вовсе не окраску окон, а чистоту ощущений. Белый цвет у славян, да и в христианской мифологии, - это цвет непорочности, безгрешности. «Глупое счастье» - счастье наивности, невинности, неведения, счастье беспечности, еще не отягощенное теми раздумьями, которых не минует зрелый человек.

Первая строфа заканчивается метафорой, передающей красоту тихого летнего вечера. Настроение лирического героя, покоренного этой красотой, получает развитие во второй строфе.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Картина галочьей стаи на крыше также метафорична. Она, поддерживая уже нарисованный образ вечера в первой строфе –«тихий закат», - привносит в него новые краски и обогащает смысловой и образный ряды. Так, в слове «вечерня» соединились вечер и церковная служба, которая в торжественной тишине адресована первой звезде, загоревшейся над «златым затишьем, / С тенью березы в воде»… И галки в контексте этих строк вызывают не совсем обычные ассоциации не – не крикливая, галдящая стая, а черные монашки, собравшиеся на молитву. Здесь, в этой строфе зарождается мелодия стихотворения, которая все отчетливей зазвучит в следующем четверостишии:

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Дважды повторенный эпитет «нежная» раскрывает в полной мере истоки «глупого счастья», наполнившего душу лирического героя. Эпитет «в белом», перекликаясь с «белыми окнами», цветками калины, подчеркивает цельность стихотворения, завершенность образа мира как Божьей благодати.

На создание такого образа работает и кольцевая композиция стихотворения:

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

В заключительной строфе особую роль играют знаки препинания. Первые две строки заканчивают собственно пейзажную зарисовку, и в них еще звучит в полную силу основная тональность стихотворения: мелодия радости жизни, упоения красотой природного мира, торжественного звучания церковного песнопения. Многоточие в конце второй строки резко меняет настроение последнего двустишия. Возникает новая мелодия - замечательного любовного переживания, безудержного счастья юности, целомудренного и наивного, с уже угадываемыми в ней нотами грусти и сожаления наступившей зрелости, подчеркнутыми восклицательным знаком в конце. И эта мелодия прекрасного есенинского «акварельного » мира еще долго звучит для читателя и после прочтения стихотворения!

При жизни, наверное, и подумать не мог, что его стихотворения станут популярными, а его личность будут изучать в школах. Этого поэта наравне с другими мы изучаем, и понимаем что он был талантливым человеком. Ему удавалось на словах передать красоту окружающего мира и любовь к родному краю. Понятное дело, чтобы добиться какого-то признания мало было жить в деревне, где писатель провел свою юность. Однако, став жителем столицы и получив неограниченные возможности в своем творчестве, душа поэта стремилась обратно. К своим воспоминаниям и возвращается писатель в одном из своих стихотворений Вот оно, глупое счастье.

Работая в 1918 году над стихотворением Вот оно, глупое счастье, автор переносится в прошлое, в деревню, где ему было очень хорошо. В его воспоминаниях возникают картины прекрасной природы. Окна дома выходили в сад, где был пруд, в котором плавал лебедь. Он мог наблюдать вечерние закаты, чего не скажешь о городе, с его вечной суетой. Есенин вспоминает галок на крыше, тень березы, что падала на гладь воды, а где-то дальше, за калиной, он увидел девушку. Может быть поэт вспомнил о своей первой влюбленности? Девушка скромна, нежна, как и ее песня, изливающаяся чистым лесным ручейком. Поэт дорожит воспоминаниями каждой мелочи, называя их глупым счастьем юности, глупым счастьем того периода, когда щеки были еще розовыми.

Да, судьба у каждого складывается по-своему, но писатель ни о чем не жалеет, в том числе не жалеет и о том, что пришлось уехать из деревни. Воспоминания об этом времени остались с ним навсегда, и давали возможность не только оказываться в прошлом, но и создавать такие прекрасные стихотворения, как Вот оно, глупое счастье.

«Вот оно, глупое счастье…» Сергей Есенин

Вот оно, глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.

Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье…»

Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Поэтому он часто мечтал о возвращении в родное село, хотя и понимал, что этого никогда не произойдет. Тем не менее, сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным. Конечно, он был по-своему счастлив и в Москве, когда получал приглашения почитать свои стихи перед именитыми горожанами. Однако совместить роскошь столичной жизни и простоту сельского быта поэту так и не удалось.

В 1918 году Есенин публикует стихотворение под названием «Вот оно, глупое счастье…», в котором с ностальгией вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности. Это состояние тихой эйфории поэт именует глупым счастьем, понимая, что человеку, который стремится в жизни к чему-то большему, чем просто созерцание, как «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», этого явно недостаточно. Но и без обычных сельских радостей Есенин уже не представляет своего существования.

«Здравствуй, златое затишье, с тенью березы в воде!», — приветствует поэт обычный сельский пруд, как старого знакомого. Он помнит очертания каждого дерева и каждый камень на деревенской улице и получает огромное удовольствие, мысленно переносясь в прошлое. Образы всплывают в подсознании сами собой, и вот уже «там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет».

Поэту очень дорогие эти воспоминания. И не только потому, что они хранят осколки настоящего счастья, которое казалось таким доступным и естественным. Для Есенина встреча с прошлым – это своеобразная экскурсия в юность, возврата к которой уже никогда не будет. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — так характеризует автор этот яркий и очень романтичный период своей жизни. Он не жалеет о том, что его судьба сложилась так, что теперь встречи с родным селом становятся все более редкими. Однако где-то глубоко в душе поэт понимает, что с радостью бы променял столичное благополучие на неустроенный сельский быт только ради того, чтобы обрести ту удивительную чистоту мыслей и ощущение душевного равновесия. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как есенинская деревня, которую он с такой нежностью изображает во многих произведениях, уже стала другой, и поэту попросту нет в ней места.

Ребенок