"Кому на Руси жить хорошо": история создания, жанр и композиция. Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Время написания кому на руси жить хорошо

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно выразились общественно-политические и эстетические принципы поэта.

Поэма создавалась долгие годы. Интенсивно трудился Некрасов над ней десять лет, вынашивал же отдельные образы и собирал материал и того дольше. Работая над ней с необыкновенной напряженностью и неослабной энергией, поэт проявлял по отношению к себе большую требовательность. Эта необычайная авторская взыскательность и увлечение материалом в значительной степени обусловливались тем, что поэме «Кому на Руси жить хорошо» как произведению, синтезирующему его творческие искания, Некрасов придавал исключительное значение и возлагал на него большие надежды.

Умирая, поэт глубоко сожалел о том, что не закончил своего любимейшего творения, в котором обобщил весь свой жизненный и поэтический опыт.

В одном из писем к С. И. Пономареву, редактору посмертного издания произведений Некрасова, сестра поэта А. А. Буткевич, утверждая, что -. поэма «Кому на Руси жить хорошо» «была любимым детищем брата», приводит подлинные слова Некрасова по этому поводу: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Считая своим патриотическим долгом «воспеть страдания терпением изумляющего народа», Некрасов не раз с болью жаловался друзьям и близким, что его поэзия, всецело посвященная интересам и стремлениям народа, якобы «до народа не дошла». Это. часто служило предметом горьких размышлений и мучительных терзаний поэта. Восполнить этот пробел он думал своим последним крупным творением - народной поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и по времени, затраченному на ее создание, и по значению, которое придавал ей Некрасов, занимает центральное место в творчестве поэта, несмотря на то, что замысел, положенный в ее основу, осуществлен далеко не полностью.

Некрасов начал писать поэму после крестьянской реформы 1861 г., хотя отдельные образы ее возникли у поэта еще в 50-х годах.

Дата написания поэмы до сих пор точно не установлена, так как сам автор не оставил ясных указаний по этому поводу. Н. Г. Потанин предполагал, будто бы Некрасов начал поэму в 1850 г. Это мнение опровергнуто Чешихиным-Ветринским, а затем и К. Чуковским, датирующим начальные главы 1863 годом.

Поэма выходила в свет отдельными главами. Впервые появился в печати «Пролог» поэмы в 1866 г. в журнале «Современник». В 1869 г. этот же пролог без изменений был напечатан вместе с первой главой «Поп» в № 1 «Отечественных записок», а в № 2 (февраль) помещены были главы вторая («Сельская ярмонка») и третья («Пьяная ночь»).

В том же журнале за 1870 г. в № 2 напечатаны две главы первой части: «Счастливые» и «Помещик».

Затем часть поэмы под заглавием «Последыш» была опубликована в № 3 «Отечественных записок» за 1872 г. и часть «Крестьянка» в № 1 «Отечественных записок» за 1874 г.

Что же касается последней - четвертой части поэмы, то она при жизни поэта так и не появилась в печати, хотя этого очень желал умирающий Некрасов. Цензура дважды вырезывала ее из готовой к выпуску книжки «Отечественных записок» (1876 г., № 9 и 1877 г., № 1). И только три года спустя после смерти поэта, в 1881 г., Салтыкову-Щедрину, заменившему Некрасова в «Отечественных записках», все же удалось напечатать эту часть, однако со значительными цензурными купюрами.

Поэма неоднократно подвергалась жестоким цензурным го нениям, на которые поэт реагировал очень болезненно.

Изложив кратко содержание напечатанной главы поэмы, цензор заключает: «В общем своем содержании и направлении означенная первая глава этой поэмы не заключает в себе ничего противного цензурным постановлениям, так как собственно сельское духовенство представляется униженным вследствие необразованности мужика, бедным вследствие окружающей его среды, которая сама ничего не имеет, так что в этой поэме выливается только гражданская скорбь на беспомощность сельского населения и духовенства.

Однако уступки цензуре, переделки и исправления не помогли поэту. Цензура вторично вырезала «Пир на весь мир» из январской книжки «Отечественных записок» за 1887 г. Эта новая расправа цензуры все же окончательно не убила в Некрасове надежды на возможность появления в печати «Пира на весь мир». Встретившись с главным цензором, он буквально умолял его разрешить напечатание этой заключительной главы поэмы. В ответ на доводы к просьбы Некрасова цензор начал ссылаться на то, что если он пропустит стихи, то может лишиться службы: «Не лишайте нас куска хлеба, мы люди семейные. Не водружайте свои стихи на развалинах нашего существования. Завершите свое поприще добрым делом: отложите печатание этих стихов» .

Но и после этого эпизода Некрасов решил все же не складывать оружия. Узнав от Достоевского, будто начальник Главного управления по делам печати В. В. Григорьев считает возможным напечатание части «Пир на весь мир», он обратился к нему с просьбой прочесть его поэму.

При редактировании поэмы текстологам пришлось решать трудную задачу - устанавливать, в каком порядке печатать отдельные части и главы поэмы, так как сам автор не оставил достаточно точных указаний по этому поводу и работал над отдельными частями или одновременно, или же в такой последовательности, которая обусловливалась творческим и замыслом. Печатать их. в том порядке, в каком они были написаны, оказалось невозможным, хотя наследники поэта публиковали их именно так. Еще в 1920 г. Чуковский отверг этот принцип на том основании, что в архивах Некрасова нашел его собственноручную запись о том, что «Пир на весь мир» должен располагаться непосредственно за «Последышем». Основываясь на этом указании поэта, Чуковский напечатал последние главы в таком порядке: «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка».

Первоначально Некрасов думал дать в поэме широкую картину жизни всех классов русского общества в годы, непосредственно следовавшие за так называемым «освобождением» крестьян. Но сохранившиеся черновые варианты свидетельствуют о том, что замысел Некрасова был значительно шире и что поэт собирался приступить к работе над главами, посвященными встрече пытливых странников с чиновником, купцом и царем.

Поэма была написана Некрасовым. Она заняла своё место в Русской классике в литературе, но ещё большее значение она имела для самого автора. Поэма – это его творческое наследие.

Это произведение стало неким собранием всех мыслей и идей, которые Некрасов ранее писал в других своих произведениях. Это заняло тридцать лет его жизни. Поэма не была издана до конца при жизни автора, о чем он глубоко сожалел.

Со слов его сестры, для Некрасова было очень печально, что он не смог закончить работу всей его жизни. Так она была ему дорога. Писатель вложил

Всего себя, свои мысли и душу. Окончательное издание «Кому на Руси жить хорошо» было в 1881 году. Некрасов не дожил до этого момента три года.

Когда именно начал писать поэму Некрасов, сказать сложно. Мнения здесь расходятся. Одни говорят то, что это было в 1861 году. Когда отменили крепостное право, другие же спорят, утверждая, что начало было положено 1850 и даже в 1863 годах. Но то, что писатель трудился над созданием с особым напряжением, вынашивая по отдельности образы и эпизоды – это было не для кого ни секрет.

Но не все было гладко. Творение, которое было так дорого Некрасову, очень часто подвергалось осуждению

Со стороны цензуры. Его не позволяли печатать. Уже перед публикацией, цензура вырезала работы Некрасова, что повлекло его в большое уныние, ведь он возлагал на свою поэму большие надежды. Но Некрасов не сдавал своих позиций. Мир узнавал это творение поочерёдно.

Главы издавались по отдельности. Последнюю из них автор не смог увидеть напечатанной. Она также не избежала учести быть осужденной цензурой. И была опубликована только после того, как пришёл Салтыков-Щедрин на место Некрасова в «Отечественных записках».

Впоследствии текстологам пришлось нелегко, когда они собирали все части вместе для редактирования и издания. Сам автор не оставил никакой рекомендации и указаний последовательности их издания, по которым он замышлял «Кому на Руси жить хорошо».

Издать поэму так же, как её писал Некрасов, не представлялось возможным. Хотя считается, что его наследники делали это именно так. Но в 1920 году снова мнения разошлись, так как, по словам Чуковского, он нашёл слова самого автора, где сказано, что «Пир на весь мир» идёт за «Последышем». Основываясь на это мнение, поэма снова была переиздана.

Урок-лекция «История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг… Н.А. Некрасов

Цель:

знакомство с историей создания поэмы.

Задачи:

создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства;

пробудить интерес к поэме.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, картины художников, карточки.

План:

Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

История создания поэмы.

Жанр,сюжет и композиция поэмы.

Анализ стихотворения «Ночь.Успели мы всем насладиться…»

Работа в группах по теме урока.

Ход урока

1. Лекция учителя

Вступление.

"Народ освобожден, но счастлив ли народ?" - эта строка из "Элегии" объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье "сильных" и "сытых" было для него вне сомнения. Само слово "счастливец", по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. "...но счастливые глухи к добру" - "Размышления у парадного подъезда"). Изображая господствующие классы (попа, помещика) Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько "одним концом по барину", сколько "другим по мужику".

Историческая справка.

19 февраля 1861 года Александр издал Манифест и Положение, отменявшее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределённый срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве.

При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время. Роман Чернышевского «Что делать?», Тургенева «Отцы и дети» и т.д.

Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чём свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г.Чернышевского: «В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил он. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами».

2. История создания поэмы .

Вскоре после Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы.

Её целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых – как и во всей России – нет счастливого. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877год,т.е. около 14 лет. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания.

«Пролог» и 1 часть - 1868 г.

«Последыш» - 1872 г.

«Крестьянка» -1873 г.

«Пир – на весь мир» Некрасов писал уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Литературный критик В.В.Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ещё в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершённой, замысел поэта не прояснённым; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших да нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

Именно В.В.Гиппиус нашёл в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнёзда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж не раннее, подходит месяц май».В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы(9 мая по старому стилю)проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос.» В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут на базар с сеном. Наконец, в «Крестьянке» - жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществлённая Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург икать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма. В современных публикациях главы располагаются по времени их написания.

3. Жанр, композиция поэмы .

Сам Некрасов называл «Кому на Руси жить хорошо» поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание «Кому на Руси жить хорошо» требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал её.

Поэма (от греческого «творить», «творение») - большое эпическое стихотворное произведение.

Эпопея (от греческого «собрание песен, сказаний») - наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включающая глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить в себя жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: «крестьянской», сатирической, героико-революционной.

Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни .

Сюжет .Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на твопрос: кому живётся весело,вольготно на Руси? Это и есть сюжетная линия поэмы.В рукописях Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя.Об этом свидетельствует спор странников:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! –

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.
А Пров сказал: царю.

2.Анализ стихотворения «Ночь. Успели мы всем насладиться…» и поэма «Кому на Руси жить хорошо »

Ночь. Успели мы всем насладиться.
Что ж нам делать? Не хочется спать.
Мы теперь бы готовы молиться,
4 Но не знаем, чего пожелать.

Пожелаем тому доброй ночи,
Кто все терпит, во имя Христа,
Чьи не плачут суровые очи,
8 Чьи не ропщут немые уста,
Чьи работают грубые руки,
Предоставив почтительно нам
Погружаться в искусства, в науки,
12 Предаваться мечтам и страстям;
Кто бредет по житейской дороге
В безрассветной, глубокой ночи,
Без понятья о праве, о боге,
16 Как в подземной тюрьме без свечи... (1858)

Стихотворение Н. Некрасова «Ночь. Успели мы всем насладиться…» перекликается с замыслом всей поэмы «Кому на Руси жить». Народ обездолен и в нищете. Нужны такие люди, которые выведут народ из этой тяжёлой ситуации.

Стихотворение построено по принципу контраста. Начало стихотворения первые четыре строки) рисует конкретную картину позднего вечера, ночи после насыщенного событиями дня. Последующие пять строк – пожелание доброй ночи тому, «кто всё терпит»,» чьи не плачут … очи»,» чьи не ропщут…уста», «чьи работают грубые руки»…

Кто это? Это терпеливый, покорный, молчаливо переносящий тяготы народ – труженик.

Это он, бедный народ, предоставляет право богатым, помещикам наслаждаться искусством, наукой, погружаться в праздную, исполненную ленью и сибаритством жизнь.

Какая может быть речь о счастливой доле?

3. Задания для учащихся .

Карточка №1

Замысел поэмы.

    Что дала реформа крестьянам?

    В каких обстоятельствах оказались крестьяне?

Крестьянская реформа 1861 года

Для помещиков

Для крестьян

Карточка №2

История создания поэмы.

1.Как, в какой последовательности происходят события в поэме?

Хронология событий поэмы.

Название главы

Время (цитата из текста)

«Пролог»

«Поп»

«Сельская ярмонка»

(Когда на Руси отмечали Николу Вешнего?)

Карточка №4

Жанр, сюжет, композиция поэмы .

1.Почему поэма написана в форме путешествия?

2.Как связано название произведения с темой и идеей произведения?

3.С кем должны были встретится мужики и чем должна была закончиться поэма по замыслу художника?

Карточка №5

Стихотворение «Ночь.Успели мы всем насладиться…»

1.Как тема и идея стихотворения перекликается с идеей и замыслом поэмы?

2.По какому принципу построено стихотворение?

3.Какой рисует поэт жизнь богатых и жизнь простых людей?

4. Может ли быть счастливым народ, по мнению поэта? Даёт ли ответ на этот вопрос поэт?

4. Выводы. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного народа. Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться…», 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, - беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.

Слайд 2

План 1. Замысел и его воплощение. 2. Социально-исторический контекст. 3. Сюжет. 4. Характеристика главных героев. 5. Устное народное творчество в поэме. 6. Жанровое своеобразие.

Слайд 3

Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. Четыре части поэмы в современных изданиях располагаются в разной последовательности: литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу авторского замысла. Незадолго до смерти Некрасов писал Г.И.Успенскому, что надеется «создать народную книгу», опираясь «на весь опыт», «все сведения» о народе, «накопленные по словечку… в течение 20 лет». Замысел поэмы

Слайд 4

Социально- исторический контекст Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина. В своей поэме Некрасов изобразил жизнь народа в один из сложных моментов истории. В начале 1860-х годов в России была проведена Крестьянская реформа. В результате возникла ситуация, когда старые (крепостные) устои уже разрушились, а новые ещё не сложились. Кризис затронул все слои общества. Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..

Слайд 5

Сюжет Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на вопрос: «Кому живётся весело, Вольготно на Руси?». Это и есть сюжетная линия поэмы. В рукописях Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя. Об этом свидетельствует спор странников: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю...

Слайд 6

Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” - такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах. Герои поэмы: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука –кора древесная, А волосы –песок. Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству: “А всё вином кончается …“ В образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он – символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины. Яким Нагой - один из мужиков, с кем пришлось столкнуться странникам:

Слайд 7

Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” - такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах. Герои поэмы: Образ Ермила Гирина не менее трагичен, но вызывает уважение читателя: Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание. Ермил Гирин честен, порядочен, умен, он принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.

Слайд 8

Герои поэмы: Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой “счастливой” женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею: Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа.

Слайд 9

Герои поэмы: С большущей сивой гривою,Чай, двадцать лет нестриженной,С большущей бородой,Дед на медведя смахивал,Особенно, как из лесу,Согнувшись, выходил. Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы. Савелий - богатырь святорусский

Слайд 10

Герои поэмы: Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа. Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Слайд 11

Герои поэмы: Гриша Добросклонов - народный заступник Жизнь трудовая - Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! То ли не рай? Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!

Слайд 12

Устное народное творчество Большую роль в поэме играет устное народное творчество. Некрасов вводит фольклорные элементы в текст поэмы «прямо» (в виде стилизаций) и «косвенно» (как цитаты, характерные приёмы и образы). В качестве «арсенала» художественных средств он использует не только народные песни (барщинная, солдатская, бурлацкая и др.), поговорки, пословицы, загадки, но и более крупные фольклорные жанры: сказку (семь странствующих героев, говорящая птичка-пеночка, скатерть-самобранка), былину (образ Савелия). «Хвали траву в стогу, а барина – в гробу», « рад бы в рай, да дверь-то где?», «летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда ревёт», «не лает, не кусается, а не пускает в дом», «рассыпался горох на семьдесят дорог», «Хорошо, светло в мире божием! Хорошо, легко, ясно на сердце» и т.д.

Слайд 13

Жанровое своеобразие Некрасов был прав, называя свою поэму «крестьянской эпопеей». Для неё, действительно, характерны черты эпопеи – наиболее крупной и монументальной формы художественной литературы: разветвлённый сюжет, многогеройность, национально-историческая проблематика, народный взгляд на действительность. Исследователи творчества Н.А.Некрасова чаще всего определяют жанр «Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея.

Слайд 14

Вспомним содержание поэмы Сколько правдоискателей встречается на перекрестке? 7 Перечислите деревни, в которых живут мужики. Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка В чём суть спора между мужиками в поэме? «Кому живётся весело, Вольготно на Руси?» Какую клятву дают семь правдоискателей? «В домишки не ворочаться, … Покуда делу спорному Решенья не найдут».

Слайд 15

Явись! коли окажется, что счастливо живёшь... 1. Дьячок уволенный Счастье В благодушестве… Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку… 2. Старуха старая …по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде… 3. Солдат с медалями В двадцати сражениях Я был, а не убит! Ходил ни сыт, ни голоден, А смерти не дался! 4. Каменотес-олончанин Коли проснусь до солнышка Да разогнусь к полуночи Так гору сокрушу!

Слайд 16

Счастье 5. Мужик с одышкою … по счастию И я добрёл на родину,.. И легче стало мне… 6. Дворовый человек Я был любимый раб, Жена – раба любимая… 7. Крестьянин-белорус А счастье наше в хлебушке: Жую – не нажуюсь… 8. Мужик со скулой свороченной Троих моих товарищей Сломали мишуки, А я живу, бог милостив! 9. Оборванные нищие Нас у порога лавочник Встречает с подаянием Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями… ВЫВОД:

Слайд 17

Заключение Н.А.Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории. Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое знание народных традиций и культуры помогло создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка. По верному замечанию писателя Г.И.Успенского, Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской души – страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…»

Слайд 18

Использованный материал: 1. Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia 2. Иллюстрации к произведениям Н.А.Некрасова 3. Тесты И.Н.Корщуновой, Е.Ю.Липиной. М.: Дрофа, 2000 г.

Посмотреть все слайды

История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.

Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.

По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.

Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.

Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”». Понимая, что болезнь не оставляет ему достаточно времени на завершение задуманного, он вынужден изменить свой изначальный замысел; он быстро сводит повествование к открытому финалу, в котором, однако, всё же демонстрирует одного из самых ярких и значимых своих героев – разночинца Гришу Добросклонова, мечтающего о благе и счастье всего народа. Именно он по идее автора должен был стать тем самым счастливцем, которого ищут странники. Но, не имея времени на подробное раскрытие его образа и истории, Некрасов ограничился намёком на то, как должна была бы закончиться эта масштабная эпопея.

Тест по произведению

Советы родителям