В России День профтехобразования отмечают 2 октября ежегодно. Это неофициальный праздник, но студенты и преподаватели российских учебных заведений массово его отмечают. Проводятся торжественные концерты и линейки. Этот праздник ещё называют Днём молодого работника. На сегодняшний день в России около 200 тыс. студентов получают образование в специальных технических учебных заведениях.
История системы профтехобразования берёт своё начало ещё во времена правления Петра I, в начале XVIII столетия. Пётр I желал дать образование всем людям, независимо от статуса и материального положения. Именно он впервые создаёт профессионально-технические училища при ткацкой фабрике в Москве, при уральских горных заводах, при Тульском оружейном заводе. На обучение туда принимали способных детей мастеровых и крестьян, а также солдат. Те, кто смог полностью пройти обучение, получали квалификацию мастера.
Стали активно строиться и развиваться фабрики, мануфактуры. Резко возросла потребность в мастерах, которые могли бы освоить работу на новом оборудовании. Нужны были учреждения, где такие мастера смогли бы обучаться.
К началу XX столетия при фабриках и мануфактурах создавали большое количество цехов, где неопытным и молодым специалистам объясняли правила работы на станках и принципы их действия. Образовательные учреждения стали появляться во всех крупных городах. Молодые работники имели прекрасную возможность следить за работой опытных мастеров, учиться у них, перенимать опыт и в дальнейшем трудиться на благо страны.
К 1920 году в России были подготовлены миллионы квалифицированных работников благодаря системе фабрично-заводского ученичества. Но, промышленность ширилась, сельское хозяйство развивалось, и даже эта система не смогла в полной мере обеспечить непрерывный приток новых специалистов.
Расцвет профессионально-технического образования в России
В России необходимо было за небольшой период времени основать систему профессионально-технического образования, которая смогла бы готовить специалистов для новых и действующих предприятий, а также для замены работников, которые в случае военных действий ушли бы защищать страну.
Приказ о создании трудовых резервов был принят 2 октября 1940 года. Молодые люди от 14 до 16 лет призывались на учёбу в железнодорожные и ремесленные училища, а молодёжь от 16 до 17 лет должны были посещать школы фабрично-заводского обучения. Эти училища создали за очень короткий период времени. Молодёжь шла туда обучаться как на добровольной основе, так и путём мобилизации. Студенты были на полном содержании государства. За это мастер, закончивший обучение, должен был проработать 4 года на госучреждении.
В России система профтехобразования после этого не стоит на месте. В 2013 году ПТУ преобразовали в техникумы и колледжи.
В наши дни, 2 октября в День профтехобразования, педагогам выдают гранты и премии, проводятся ярмарки, семинары и лекции, праздничные концерты, выставки, студенты показывают свои умения. Этот праздник затрагивает также и фабрики, концерны и заводы.
30.09.2016
В регионе многое делается для обеспечения доступности получения среднего профессионального образования. Из 22 муниципальных районов и городского округа 7 имеют на своей территории профессиональные образовательные организации: Великий Новгород, Старорусский, Маловишерский, Чудовский, Боровичский, Валдайский, Новгородский районы, в 6 районах сохранена подготовка кадров на базе филиалов организаций.
В 2016 году подготовку кадров более чем по 60 профессиям и более 70 специальностям среднего профессионального образования осуществляют:18 - областных организаций;1 - негосударственная и 3 филиала в составе образовательных организаций высшего образования.
Общий контингент обучающихся профессиональных образовательных организаций области насчитывает более 12600 человек, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - около 3200 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена - более 9400 человек.
В системе среднего профессионального образования области осуществляют педагогическую деятельность более 820 работника, в том числе в подведомственных профессиональных образовательных организациях - 245 человек.
Стоит отметить, что в системе профтехобразования серьезное внимание уделяется обеспечению доступности образования инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Так, в Боровичском педагогическом колледже созданы условия для обучения инвалидов по зрению с нанесением тактильных полос на пути движения и дублированием основных надписей шрифтом Брайля. В Технологическом колледже создана доступная среда для обучения детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Они обучаются по программам «Гостиничный сервис» и «Прикладная информатика». Данное учреждение является в Новгородской области базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку всей региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи. По сути, этот указ сыграл решающую роль в создании единой государственной системы профессионально-технического образования.
Это праздник преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся профессионально - образовательной системы, которая дает и им путевку в жизнь.
Добавим, история появления профтехобразования идет со времен царской Руси.Первые учебные заведения, дававшие профессиональную подготовку, появились в России в начале 18 века по инициативе Петра Первого при Тульском оружейном заводе, олонецких и уральских горных заводах, в Москве при ткацкой фабрике «Прохоровская трехгорная мануфактура». Для получения рабочих профессий в училища отбирались способные люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Окончившим полный курс обучения присваивалась квалификация ученого мастера.
Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
Именно благодаря системе профтехобразования у молодежи просыпается интерес к реальным практическим знаниям, которые необходимы им в жизни.
В советскую эпоху это называлось «трудовые резервы» — производительные силы общества, они же люди, производящие материальные ценности, они же квалифицированные рабочие.
Еще Петр Первый параллельно с пресловутым прорубанием окна в Европу издал указ: «Всех мобилизовать на труд, на государеву службу, чтоб никто в гулящих не был!», и в 1701 году открылась первая в России ремесленная школа.
С тех пор профессиональное образование развивалось приоритетно и под эгидой государства.
«Нам нужен широкообразованный рабочий класс», — говорил нарком просвещения Анатолий Луначарский. В июле 1920 года был подписан декрет СНК РСФСР «Об учебной профессионально-технической повинности». Все рабочие от 18 до 40 лет обязаны были учиться, а уклонение от учебы грозило суровыми карами. Так предполагалось ликвидировать техническую неграмотность.
Именно 2 октября в фойе техникума играл оркестр, звучала скрипка и состоялись концерты, посвященные преподавателям, мастерам производственного обучения и, конечно, нашим ветеранам!
Поздравляем педагога психолога Балакину Марину Анатольевну и преподавателя спец.дисциплин Чиненкова Дмитрия Валентиновича с вручением Почетной грамоты министерства образования Нижегородской области.
С музыкальным подарком от администрации Павловского района пришел поздравить своих коллег заместитель главы Лисин Дмитрий Николаевич.
Огромное спасибо всем мастерам производственного обучения и студентам техникума, которые подготовили это праздничное мероприятие!
Дорогие руководители, преподаватели и мастера производственного обучения, студенты и выпускники системы профессионального образования Нижегородской области!
Примите самые искренние поздравления с Днём рождения профессионально-технического образования.
Система профессионального образования вносила и вносит неоценимый вклад в развитие промышленности, строительства, сферы обслуживания, среднего и малого бизнеса, решая вопросы подготовки компетентных рабочих и специалистов для нашей страны в целом и республики в частности. В настоящее время, профессиональное образование динамично развивается, идя в ногу с модернизацией производства, совершенствуя методику обучения и воспитания подрастающего поколения.
От всей души сотрудники Павловского автомеханического техникума поздравляют с профессиональным праздником и выражают искреннюю благодарность и признательность всем, кто вносит достойный вклад в становление и развитие профессионального образования, кто продолжает трудиться в ней в настоящее время. Особые слова признательности ветеранам профтеха, внесшим неоценимый вклад в подготовку рабочих кадров и воспитание подрастающего поколения.
Крепкого вам здоровья, земных благ и успехов во всех начинаниях!
Система профессионального образования будущих рабочих начала складываться еще в дореволюционной России. При крупных заводах и фабриках организовывались ремесленные училища, где ученики под руководством опытных мастеров и инженеров постигали азы будущей профессии и профессиональные приемы, позволявшие сделать работу максимально правильно. Разработанная российскими инженерами в Московском техническом училище система производственного обучения демонстрировалась на международных выставках в Филадельфии (1876г), в Париже (1900 г) с неизменным успехом.
Система профессионального образования менялась и совершенствовалась. В Советском Союзе были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ, учеников системы фабзавуча ласково называли «фабзайчатами»). ФЗУ существовали с 1920 по 1940 год.
Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». С тех пор этот день в нашей стране как профессиональный праздник.
Уважаемые коллеги!
Сердечно поздравляем ВАС с Днем Профтехобразования и Днем Учителя.
Жизнь преподавателя, мастера производственного обучения и всех работников образования посвящена обучению и воспитанию. Сколько сил ВЫ тратите ежедневно и ежечасно! Результат ВАШЕГО труда порой виден не сразу, но он, несомненно, значим и осязаем! ВЫ вкладываете частицу своей души в каждого учащегося. ВЫ заботитесь о том, чтобы каждый из них стал личностью, замечательным специалистом, высококлассным профессионалом и просто хорошим Человеком.
Пусть никогда не иссякнут доброта и мудрость в ВАШИХ сердцах, не погаснет огонь искренней преданности своему делу.
Желаем ВАМ, дорогие коллеги, доброго здоровья и благополучия, терпения и оптимизма.
Дорогие педагоги!
Примите сердечные поздравления с Днем
профтехобразования и Днем учителя!
Профессий очень много
Но чтоб освоить их-
У каждого студента,
Наставник должен быть.
Наставник иль учитель,
Не в этом даже суть,
Профессия такая,
Что им не отдохнуть.
Так пусть же в вашей жизни –
Будет все на пять!
Любви, добра, улыбок
Поменьше уставать!
Ежегодно 2 октября в России празднуется День работников профтехобразования. Это праздник преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающихся профессиональных образовательных учреждений, который ещё раз напоминает о важности подготовки квалифицированных кадров для всех сфер деятельности людей.
Краткая история праздника
В период Второй мировой войны с целью подготовки резерва квалифицированных рабочих кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР» была создана сеть ремесленных и железнодорожных училищ с двухгодичным сроком обучения и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) с шести- и десятимесячным сроком обучения. В специальных ремесленных училищах срок обучения составлял 3-4 года, в художественных - 3 года.
Набирали в эти учреждения двумя путями: призывом или по желанию.
В порядке призыва (мобилизации) председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет, а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.
Учащиеся находились на казарменном положении и состояли на полном государственном обеспечении (питание, обмундирование, общежитие, учебники, учебные пособия). На содержание учебных заведений Государственных трудовых резервов с октября 1940 до 1950 года Советское правительство затратило свыше 36 млрд. руб.
Сегодня в РФ более 700 тыс. студентов обучаются в 1007 учреждениях среднего профессионального образования (по данным Федеральной службы государственной статистики).
Методическая разработка классного часа, посвященного истории профтехобразования России
В этот день все учебные заведения среднего профессионального образования отмечают свой профессиональный праздник. Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
История создания профтехобразования.
Как вы думаете как давно появилось профессиональное образование? Точкой отсчета принято считать появление в 1701 году первых светских профессиональных образовательных учреждений, открытых по велению великого реформатора Петра I. Это были школы математических и навигационных наук, которые называют первыми реальными училищами в Европе.
Екатерина II сделала попытку создания народных училищ.
Большое внимание на профессиональное образование было обращено с началом великой отечественной войны, когда встала проблема кадров для оборонных предприятий и для предприятий промышленности.
День профтехобразования
Осень – это не только начало нового учебного года, но и пора главных профессиональных праздников в сфере образования. 2 октября в нашей стране отмечается День работников профессионально-технического образования, 5 октября весь мир празднует День учителя.
Профессия педагога, того, кто учит жить и работать, по праву считается не только одной из самых древних, но и одной из самых значимых и уважаемых в мире. На протяжении веков она сочетает в себе традиции и новаторство, несет огромный гуманистический заряд. Именно учителя, наставники и мастера – независимо от того, обучают они дошкольников, учащихся общеобразовательных учреждений или учреждений среднего и высшего профессионального образования – передают представителям молодого поколения эстафету творчества и сохраняют вечные ценности.
Система профессионального образования будущих рабочих начала складываться еще в дореволюционной России. При крупных заводах и фабриках организовывались ремесленные училища, где ученики под руководством опытных мастеров и инженеров постигали азы будущей профессии и профессиональные приемы, позволявшие сделать работу максимально правильно. Разработанная российскими инженерами в Московском техническом училище система производственного обучения демонстрировалась на международных выставках в Филадельфии (1876 год), в Париже (1900 год) с неизменным успехом .
Система профессионального образования менялась и совершенствовалась. В Советском Союзе были созданы школы фабрично-заводскогоученичества (ФЗУ, учеников системы фабзавуча ласково называли «фабзайчатами»). ФЗУ существовали с 1920 по 1940 год.
2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Целью создания новой системы было образование единой государственной системы подготовки квалифицированных специалистов и планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих.
2 октября отмечается системой подготовки квалифицированных рабочих кадров в нашей стране (учреждениями профессионально-технического образования (ПТУ), курсами повышения квалификации рабочих, курсами переподготовки рабочих кадров) как профессиональный праздник. В этот день все учебные заведения начального и среднего профессионального образования отмечают свой профессиональный праздник.
Первые учебные заведения, дававшие профессиональную подготовку, появились в России в начале 18 века по инициативе Петра Первого при Тульском оружейном заводе, уральских горных заводах, в Москве при ткацкой фабрике «Прохоровская трехгорная мануфактура».Для получения рабочих профессий в училища отбирались способные люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Окончившим полный курс обучения, присваивалась квалификация ученого мастера.
Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие – все зависит от того, как человек будет работать, ведь у каждой профессии есть своя специфика, свои ценности и свои герои. И, конечно же, практически у каждой профессии есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник – один из поводов собраться вместе и ощутить значимость и важность выполняемой работы.
В настоящее время в России работает более 2,5 тысячи учреждений профессионально-технического начального образования и столько же учреждений среднего профессионального образования, в них учатся более 2 миллионов человек. Вопрос подготовки рабочих российские власти называют ключевым – стране крайне необходимы специалисты, которые работают в условиях высокотехнологичной промышленности, включая тех, кто занят эксплуатацией технически сложного современного производственного оборудования, а потому мы с большим вниманием и уважением относимся к тем, кто готовит так необходимые стране рабочие кадры.
Болезни