«Уроки технологии в школе» Из опыта работы учителя трудового обучения Тертычной Марины Васильевны Из опыта работы учителя трудового обучения Тертычной. Обобщение педагогической деятельности учителя технологии Из опыта работы учителей технологии

Описание системы работы (инновационного опыта) Ирины Витальевны Агибаловой, учителя технологии МБОУ СОШ №5 г.Ливны

"Успешный ученик - успешное будущее страны"
Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя технологии. Здесь представлена система и результаты моей работы.

«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы включает уроки технологии, воспитательную деятельность классного руководителя и педагога – организатора. Все это позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
Я считаю важным придать обучению практическую направленность, создать условия для развития у детей конструктивно-технологических способностей, самовыражения и самоутверждения, стремления овладеть новыми трудовыми навыками.
Исходя из целей и задач современного образования, цель моей педагогической деятельности - вырастить успешного ученика.
Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха! Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
Стремительное развитие современной техники, возрастающие требования к профессиональным качествам, в условиях которых человеку на протяжении жизни приходится неоднократно переучиваться. В этой ситуации перед педагогом возникает задача не только научить чему-то, а формировать умение самим учиться.
Неудовлетворенность традиционными учебниками, стремительное развитие цифровых технологий и самой науки информатики заставляет учителя отдавать предпочтения творческой деятельности, не по шаблону, быть более мобильным, динамичным, креативным и воспитывать детей такими же.
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
создание психологического комфорта;
ориентация на личность ученика;
предоставление благоприятных условий (технические, информационные, научно-методические и др.);
внедрение инновационных процессов на уроках технологии;
взаимодействие с родительской общественностью;
модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Проблемное обучение - создаю в учебной деятельности проблемные ситуаций и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Дифференцированное обучение - использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения - работая по данной методике, имею возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении - этот метод дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – при использовании этого метода происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)- здесь реализуется идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.
Информационно-коммуникационные технологии – создание совместно с учащимися мультимедиа-презентаций, видеороликов, использование мультимедиа оборудования на уроках, использование интегрированных курсов, использование компьютерных программ для создания схем, выкроек, узоров, а так же 3D моделирования объектов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Например, в разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей и уровня подготовки ребенка: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Стремиться к успеху!
Самым простым способом выявления творческих способностей учащихся является обычное наблюдение. В школе регулярно организовываются тематические выставки и конкурсы, в которых принимают участие все школьники, в том числе и младшие классы.
У всех детей уже в раннем возрасте проявляются первые признаки одарённости - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Благодаря систематической работе с использованием прогрессивных методов выявляются дети с яркими творческими способностями. А для того, что бы эти способности развивать и совершенствовать, я предлагаю учащимся групповые формы работы, даю различного рода творческие задания, вовлекаю в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Мои уроки отличаются разнообразием и направлены на индивидуальность ученика.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через скайп и социальные сети.
Существует множество компьютерных программ, которые облегчают работу на уроке и в то же время делают ее более продуктивной и интересной - программа для составления схем вышивки крестиком и подбора цвета нити «Крестик» (эта программа преобразует любой рисунок или фотографию в подробную схему вышивки); программа для планирования и моделирования в 3D объеме помещения и ландашфта (использую их при изучении темы «Интерьер жилого дома»). Активно применяю программу PatternsCAD для создания выкроек по индивидуальным размерам.
Повысить мотивацию к творчеству помогает проектная деятельность. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентноспособный и заслуживает рассмотрения. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными
Эти проекты я использую на уроках и во внеклассной работе для проведения школьных праздников. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, коммуникативности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.
«Участие учащихся в творческих конкурсах»
1 Творческий конкурс агитбригад по профориентации
Номинация « Лучшая реклама профессии» 2012 3 место
2 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Белых Юлия 2012 Участие
3 Городской конкурс детского творчества «Рождественнское чудо», Богрянцева Марианна 2013 Участие
4 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Дорогавцева Татьяна 2013 Участие
5 Областной конкурс детского творчества «Полицейский Дядя Степа» - Теряева Светлана 2013 Участие
6 «Многообразие вековых традиций» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» - Агибалова Анна 2014 Диплом УОО г. Ливны за 3место
7 Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества – Богрянцева Марианна 2014 Участие

Два года подряд мои ученицы занимают призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
«Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
1 2013 Коротких Маргарита (10 класс) «Платье для особого случая» 3 место
2 2014 Селина Дарья (9 класс) «Теплый сувенир» 3 место

Особое внимание на своих уроках уделяю профориентационной работе. С 5 класса происходит выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений учащихся. В старших классах выявляется потребность в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.
С 2014 года в школе реализуется проект «Профстарт». Проект представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс психолого-педагогических мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения социально дезадаптированных учащихся.
Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с структурными подразделениями и организациями города, профессиональными учебными заведениями.
На базе Ливенского филиала «Госуниверситет-УНПК» образован попечительский совет, который курирует глава города Леонид Фаустов. Его цель - объединить усилия школы, ВУЗа и промышленных предприятий для эффективной профориентационной работы с выпускниками школ и повышения престижа рабочих специальностей, востребованных на заводах нашего города. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в профориентационных мероприятиях, организованных попечительским советом – это круглые столы, молодежные акции и движения.
Положительной динамике реализации проекта «ПРОФстарт» способствует участие школы в работе муниципальной программы «Молодежь города Ливны Орловской области на 2014-2018 годы», разработанной отделом по делам молодежи администрации города Ливны.
Школа тесно сотрудничает с Центром занятости населения, промышленными предприятиями и частными предпринимателями города, которые помогают учащимся более подробно познакомиться с различными видами трудовой деятельности, а так же предлагают возможность получения практических навыков в освоении той или иной профессии.
Еще одно направление деятельности, которое требует особого подхода к обучению - инклюзивная практика. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья требуют личностно-гуманных условий для их развития, обучения и воспитания.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет эффективна, только если она поддержана родителями, понятна им и соответствует потребностям семьи.
Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
На занятиях с такими детьми я чаще, чем обычно создаю ситуацию успеха, использую дифференцированные задания, даю свободу творчеству и воображению ребенка. Уроки технологии для таких детей – уроки радости, успеха.
Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог – ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике.
В процессе педагогической деятельности невозможно стоять на месте. Для того, что бы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в профессиональных конкурсах, обобщаю опыт работы на уровне школы и города. Ежегодно участвую в муниципальных педагогических чтениях «Качественное образование – будущее России»

Участие в профессиональных конкурсах
1 Муниципальный этапа конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013 1 место
2 Областной этап конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013г 2 место
3 Областной этап открытого Всероссийского конкурса «Семейный альбом» 2012 Диплом победителя
4 Конкурсный отбор педагогических работников образовательных учреждения для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование 2012 Участник
5 Конкурс среди образовательных учреждений Орловской области «Школа года» - 2013 Участник состава команды
6 Муниципальный конкурс среди молодых учителей «Самый перспективный молодой педагог» 2014 Победитель

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
- III Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России» по теме «Школа-мастерская успеха» (30.05.2011г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»(9.01.2012г.);
- Научно–практическая конференция. Тема выступления «Всестороннее развитие ребенка средствами ритмических движений на занятиях внеурочной деятельности» (26.04.2012г).
- Городской семинар «Реализация ФГОС НОО», организованный на базе МБОУ СОШ №5 г. Ливны - открытое занятие по ритмике на тему «Весеннее настроение» (2012г).
- IV Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления - «Жизнь школьная – моя судьба» (2013г).
- Заседании городского МО учителей технологии на базе МБОУ СОШ №5 г.Ливны - открытый урок в 7 классе «Дизайн интерьера» (2013 г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме « процесс адаптации пятиклассников» (8.11.2013)
- В рамках предметной недели естественно-математических дисциплин в МБОУ СОШ №5 г. Ливны – открытый урок технологии в 11 классе «Работа над проектом «Моя будущая профессия» (март 2014)
- V Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления « Метод проектов на уроках технологии» (2014г).
Более подробно познакомиться с моей педагогической деятельностью можно на моем персональном сайте и на сайте школы
Бесталанных детей не бывает. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и я к этому стремлюсь. На выходе из школы мои выпускники должны представлять собой:
-успешных людей;
-профессионально-определившихся;
-коммуникативно-грамотных;
-владеющих информационными технологиями;
-обладающих навыками исследовательской деятельности;
-причастных к русской и мировой культуре;
-социально адаптированных;
-осознающих свое «я» и свое место в мире;
-креативных;
-самостоятельно и критически мыслящих;
-способных работать в команде;
- обладающих высокой степенью толерантности;
- патриотов.

Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

МБОУ «АГЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

п.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

СУВОРОВСКОГО РАЙОНА

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивлевой Елены Ивановны

2015 г.

Базовая модель

Обобщенного педагогического опыта

учителя технологии

Ивлевой Е.И.

Тема опыта

Использование индивидуального творческого потенциала на уроках технологии

Идея опыта

Развитие инновационной творческой деятельности учащихся, познавательного интереса к предмету «Технология» через решение прикладных учебных задач

Содержание

ИПМ 1.

ИПМ 2.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА…………………

ИПМ 3.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА………

3.1.

Новизна опыта………………………………………………

3.2.

Трудоемкость опыта………………………………………...

3.3.

Актуальность и перспективность………………………….

3.4.

Теоретическая база опыта …………………………………

3.5.

Область применения………………………………………..

3.6.

Адресная направленность………………………................

ИПМ 4.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА………………………………......

4.1.

Сущность творческого развития…………………………...

4.2.

Место образовательной области «Технология» в системе учебных предметов…………………………………………

4.3.

Методы и приемы, стимулирующие развитие творческих способностей………………………………………………..

ИПМ 5.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ…………………………………….

5.1.

Положительное отношение учащихся к предмету………..

5.2.

Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах учащихся………………………………………..

5.3.

Профессиональный и личностный рост учителя…………

5.4.

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях………………………………………..

ИПМ 6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ИПМ № 1. Общие сведения об авторе

Ивлева

Елена Ивановна

Образование – высшее педагогическое. ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.

Специальность по диплому: учитель технологии и предпринимательства.

Занимаемая должность – учитель технологии.

Трудовой стаж: 29лет

Педагогический стаж : 26лет

Стаж работы в МБОУ «Агеевская СОШ №3» п. Центральный, Суворовский район, Тульская область: 4 года

Квалификационная категория – установлена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Приказ министерства образования и культуры Тульской области от 26.12.12 г., № 1019.

Преподаваемый предмет : технология

Награждения: Почетная грамота комитета по образованию МО «Суворовский район», Почетная грамота департамента образования Тульской области.

ИПМ № 2. Условия формирования опыта

Опыт сложился в МБОУ «Агеевская средняя общеобразовательная школа №3» п. Центральный.

На формирование опыта повлияло:

    Посещение курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагог новой школы. Слагаемые успеха» в ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО»

    Знакомство с опытом работы учителей МБОУ «СОШ №5» г. Суворова, МБОУ «СОШ №2» г. Суворова, МБОУ «Гимназия»

    Совместная работа с учителями школы по направлениям: «интегрированное обучение», «проблемное обучение», «развивающее обучение», «индивидуальный подход в сочетании с коллективной деятельностью», «дифференцированный подход в обучении», в реализации воспитательной работы в школе по теме: «Создание условий для развития и формирования личности учащегося».

    Изучение передового педагогического опыта по данной проблеме в журнале «Школа и производство», в «Учительской газете», в приложении к газете «Первое сентября» и в других периодических печатных изданиях.

    Активное участие в школьных, районных семинарах учителей по обобщаемой тематике, в заседаниях педагогических советов, методических объединений, на заседаниях РМО учителей технологии.

    Использование новых технологий в условиях школы: кабинет технологии, оснащенный современными швейными машинами и др. оборудованием, хорошо оборудованный компьютерный класс, средства ТСО, дидактические и наглядные пособия по технологии.

    Мой педагогический поиск новых, более результативных форм и методов работы с детьми, анализ учебно-воспитательного процесса, заставивший задуматься, как повысить интерес учащихся к предмету, добиться активности и творческого подхода к процессу обучения.

ИПМ № 3. Теоретическая интерпретация опыта

3.1. Новизна опыта состоит:

    развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

    активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

    совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

    формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;

    демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Результаты использования опыта должны отражать:

    осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

    овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

    овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

    формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

    развитие умений применять технологии представления,

преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

    формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

3.2. Трудоемкость опыта:

    опыт требует особых затрат времени при подготовке к урокам технологии;

    много времени и сил тратится на подбор заданий для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока;

    много времени уходит на отработку практических навыков в выполнении тех или иных приёмов, так как учащиеся самостоятельно не может закрепить их.

3.3. Актуальность и перспективность опыта:

    необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями и умениями для практической деятельности в современных условиях.

    совершенствование творческой деятельности школьников, развитие индивидуальных склонностей и возможностей.

    приоритетное в преподавании технологии развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации.

3.4. Теоретическая база опыта:

    Метод учебного проекта в образовательном учреждении Н. Ю.Пахомовой

    Проектная деятельность учащихся под редакцией Морозова Л.Н.

    статьи ученых-методистов: Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Зотова Ю.Б. «Организация современного урока», Заславская О.В. «Компетентностный подход в общем среднем образовании и проблемы подготовки педагога к его осуществлению»

    Не совсем обычный урок Кульневич С.В.

    Культура современного урока Бабуровой И.В.

3.5. Область применения:

Опыт может быть использован учителями технологии и других дисциплин в средней школе с 5 по 11 классы, в классах с любым уровнем подготовки.

3.6. Адресная направленность:

Опыт полезен учителям технологии, а также учителям смежных дисциплин, классным руководителям, руководителям кружков, объединений, клубов, в которых ведется творческая работа.

Мой опыт позволяет решить следующие противоречия:

ИПМ № 4. Технология опыта

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

    организация созидательной деятельности учащихся;

    создание на уроке оптимальных условий для развития творческих способностей каждого школьника.

Для решения этих задач необходимо выяснить, что влияет на развитие творческих способностей школьников, какие необходимо создать условия для этого, какие выбрать оптимальные методы и средства обучения.

4. 1. Сущность творческого развития

Сущность творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи.

В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

Проблема творчества рассматривалась и многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находится в бессознательном, а, следовательно, развивать бессознательное тоже невозможно. Уже в теории творчества философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке не затрагивается.

Рассмотрим, как понимается проблема творчества в современной науке.

Наиболее основательно проблемой развития творческих способностей занимались такие видные психологи и педагоги, как Теплов Б.М., Пономарев Я.А., Выготский Л.С., и многие другие. Была создана такая наука, как психология творчества.

Данная наука разделяет процесс творчества на составляющие: стадия труда, бессознательной работы и вдохновения. Кроме того, известный психолог Выготский Л.С. утверждает, что личность ребенка, а значит и его способности формируются в ведущей на данном этапе развития деятельности. Из психологии известно, что основной ведущей деятельностью школьника является учебная.

Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение.

Среди особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность. Конечный продукт творчества может быть, как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Особенности мотивации усматривались в том, что творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе. Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение , т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

Л. С. Выгодский писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. Давно уже установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или, иначе, от его психологических особенностей.

Особенно важным в обучении школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Г. Нойнер, В. Калвейт, Х.Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

Терский В. Н. – друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание, которое оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой и вместе с тем актуальной во все времена.

4.2. Место образовательной области «Технология» в системе учебных предметов

Немалую роль в развитии творческих способностей отводится образовательной области «Технология», которая является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя учащимся возможность применить на практике знания основ наук.

Каждое направление предмета «Технология. Обслуживающий труд»: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование» подразумевает применение творческих способностей учащихся, развитие познавательных интересов, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие или проектные работы.

Образовательная область «Технология» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

    определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

    творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

    приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

    умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

    владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

    оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Таким образом, развитие творческих способностей соответствует современным целям, и задачам образования.

4.3. Методы и приемы, стимулирующие развитие творческих способностей

По опыту работы могу сказать, что успешно стимулируют творческую работу учащихся на уроке следующие приемы:

На своих уроках стараюсь создавать проблемные ситуации , в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.. В данном случае проявляется творчество самого учителя.

Уроки решения проблемных ситуаций успешно проводятся по таким темам как: «Оформление салфеток в технике «батик»» (8 класс), «Значение кисломолочных продуктов в питании человека» (6класс), «Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи» (8класс) и др.

Занимательный материал подбираю в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях.

Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин.

В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальных, заочных экскурсий в различные музеи, которые проходят с помощью выполненной мной или ученицей как творческий проект презентацией, либо используя ресурсы Интернета.

В роли приема, входящего в методы развития творческой активности, выступают занимательные аналогии, например, при изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде и разрабатывают свои эскизы одежды.

Педагогически оправдано и я соглашусь с тем, что создание для школьника ситуации успеха – субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности является одним из стимулов для творчества. Технологически это обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей, проявить свое творчество.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока более расположены к творчеству.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков немало важную роль играет яркость, эмоциональность речи учителя и я стремлюсь к этому. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, зачетная игра по «Кулинарии» в 6 классе «Съехались на конкурс повара».

Метод проектов является тем средством, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. Учащиеся выполняют проекты на различные темы. Изделия часто выставляются на выставке в школе, лучшие – на районной выставке детского творчества. Стимулирует творческую деятельность учащихся участие в интернет-конкурсах разного уровня, особенно, когда они получают дипломы победителей.

В своей работе я практикую не только перечисленные выше приемы, но и многие другие, которые помогают мне работать над развитием творческих способностей учащихся.

Не малое значение в развитие творческих способностей детей имеют внеклассные мероприятия, различные выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. Работы учащихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, культуры края так и для организационно-развлекательных школьных мероприятий.

Считаю, что еще одной неотъемлемой составной является связь с родителями. Родители должны видеть результаты труда своего ребенка. В школе к родительским собраниям организовываю выставки детского творчества, демонстрирую слайды с фотографиями работ учащихся.

Таким образом, все выше сказанное, повышают познавательную и творческую активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

ИПМ № 5. Результативность

Результатом моей работы является:


Творчество детей проявляется в работах, которые ежегодно выставляются сначала в школе, а затем лучшие работы участвуют в районной выставке детского творчества, в интернет-конкурсах разного уровня.

К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки: картины и сувениры. Я стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама. В основном вся подготовка к выставкам осуществляется во внеурочное время. Дети приходят на больших переменах, чтобы получить очередную консультацию, после уроков, в группе продленного дня.

Учащиеся вместе со мной участвуют в оформлении кабинета, в оформлении школы к мероприятиям.

Проведенные исследования показали, что учащиеся, которые более продолжительное время занимаются развитием творческих способностей становятся более целенаправленными, дисциплинированными и заинтересованными в результатах своей деятельности.

Учитывая все это, моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приёмов, для активизации учебной и внеучебной деятельности, расширение кругозора, развитие практических навыков учащихся.

5.1. Положительное отношение учащихся к предмету

Творческий характер деятельности усиливает мотивацию обучения. Проанализировав результаты, можно прийти к следующим выводам - за 2011-2012уч.год, 2012-2013 уч. год и 2013-2014 уч.год наблюдается устойчивое повышение уровня мотивации к предмету «Технология».

5.2. Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах учащихся

2012-2013 уч.год.

Телина Мария (10 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

Корнеева Вера (10 класс) – 3 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

2013- 2014 уч.год

Телина Мария (11 класс) – 1 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

Щепелева Ольга (11 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

2014-2015 уч.год

Аликина Анна (5 класс) – победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

ЧернышоваАнастасия (5 класс) – Номинация: «Декоративное творчество»

Козырева Татьяна - (6 класс) – победитель 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» . Номинация: «Декоративное творчество»

Швецова Александра (6 класс) – победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Кондаревич Анжелика (7класс) – 3 место - муниципальная предметная олимпиада, победитель 1 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» , номинация: «Декоративное творчество»

Бочарова Алина II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия», победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Древина Анжелика (7 класс) – победитель 1 степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине»

Захарова Юлия (7 класс) – победитель 2 степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине», победитель 1 степени II

Кочерга Алина (7 класс) – победитель 3степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине», победитель 1 степени II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия»

Суржикова Мария (7 класс) – победитель 1 степени II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия»

Андреева Юлия (8 класс) – победитель 3 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Гусева Татьяна (8 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада, победитель 1 степени Международного конкурса детских творческих работ «Академии одаренности»

Жукова Татьяна (8 класс) – победитель 2 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Мурашова Ирина (8 класс) – 3 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии, победитель 1степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Худашова Фатима (8класс) – победитель 2 степени Международного конкурса детских творческих работ «Академии одаренности»

5.3. Профессиональный и личностный рост учителя

Диплом за подготовку победителей 1 и 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинация: «Декоративное творчество»

Диплом за подготовку победителей Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине» в номинации « Технология»

Сертификат за подготовку победителей 1 и 2 степени Международного конкурса детских творческих работ в номинации «Дизайн» интернет-сайта «Академии одаренности»

Лауреат Всероссийского конкурса «Вопросита». Блиц-олимпиада: «Педагогические технологии»

Диплом победителя 2 степени Международного творческого конкурса «Серебро Рождества»

Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием. Номинация «Мое внеклассное мероприятие»

Диплом победителя 1 степени Международного творческого конкурса «Педагогический альманах»

Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок»

Свидетельство о подготовке победителей 1, 2 и 3 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок».

5.4. Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях

Декабрь 2010г. Выступление на методическом объединении по теме «Применение информационных технологий на уроках».

Октябрь 2010 - Выступление на педсовете то теме: «Способы преодоления неуспеваемости и организация работы учителей по данной проблеме».

С 2011 года - руководство школьным методическим объединением учителей общетехнических дисциплин.

Декабрь 2011г. - выступление на ШМО

Из опыта работы

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…

И чтобы дать ученикам искорку знаний,

Учителю надо впитать целое море света.

В.А. Сухомлинский .

Есть ли на свете профессия благороднее профессии учителя? Наверное, никто не сможет с полной уверенностью утверждать обратное. Испокон веков учителем становились люди глубоко любящие других, самоотверженные, уверенные в себе. История несет много примеров этому. Не будь в мире учителей, не было бы людей других профессий.

Я – учитель. И я горжусь этим званием. Я люблю свою работу, своих воспитанников. Мне нравится отвечать на их вопросы, порой серьезные и сложные, порой нелепые, а то и вовсе непонятные. Но раз человек спрашивает, значит, его ум работает, и работает целенаправленно.

В самом деле, требования современной жизни очень жестоки, и выстоять в новых условиях способна лишь личность, которая будет крепка во всех отношениях.

Я учитель технологии для девочек, поэтому я считаю, что уровень подготовки девочек к жизни, на прямую зависит от нас. Мы живем в очень трудный период, многие наши выпускники, оказавшись за стенами школы, встречаются с трудностями и часто остаются без работы. Поэтому еще в школе мы должны проводить трудовую и экономическую подготовку учащихся, чтобы, оказавшись за стенами школы, будь это отличник, ударник или троечник могли адаптироваться в условиях рыночной экономики.

Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интересы к труду в сфере материального производства, техническому творчеству. Технологическая подготовка основывается на включение учащихся в разнообразные виды деятельности: учебную, самообслуживания, общественно-полезную, в том числе и созидательную, производственно-предпринимательскую и поисково-исследовательскую.

Моя методическая тема: «Воспитание и обучение конкурентоспособной личности, способной адаптироваться в условиях рыночной экономики».

Я преподаю уроки технологии с 1991года. Имею следующие достижения:

– победитель Приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года; (приложение 1 )

Победитель районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года -2002»; (приложение- 2 )

Победитель III Республиканского конкурса «Использование новых информационных технологий в учебном процессе и управлении школой» в номинации «Лучшая методика использования новых информационных технологий при изучении предметов с использованием технологических процессов » . (приложение 3)

Общий педагогический стаж 32 года. За эти годы я выпустила 5 выпускных классов, в данный момент классный руководитель 10 класса. Меня радует, что мои ученики в жизни нашли правильный путь, они всегда уважительны к старшим и не безразличны к возникающим обстоятельствам. Многие, окончив высшие учебные заведения, занимают руководящие посты. Трое выпускников окончили высшую военную школу и в данный момент служат Отечеству.

В своем классе я стараюсь воспитывать коллективизм, дружбу, взаимопонимание. Привлекаю к различным мероприятиям, сплачивающим детский коллектив, помогаю ученикам утвердить свое «Я». Уроки технологии близки к жизни. Успеваемость и качество учащихся по предмету всегда на высоком уровне. Какая же это мама, которая плохо освоила уроки кулинарии, шитья, вязания, личной гигиены, экологии. Ведь не бывает мам, не умеющих готовить, шить, вязать, не соблюдать правил личной гигиены. экологии.

Успеваемость учащихся - 100%;

Качество обучения -100%.

В своей работе я стараюсь использовать различные методы и формы работы. Большое внимание уделяю методу проектов. Ежегодно учащиеся, начиная с 5 по11 классы, выполняют проектные работы. Они выбирают тему проекта, обосновывают выбор темы проекта, ищут пути решения поставленной задачи, делают экономические расчеты, составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Например, проекты: «Тапочки мои тапочки» работа ученицы 10 класса Газизуллиной Алии - 2010 год, «Черепашка простым крючком» работа ученицы 11 класса Махмутовой Алии - 2011год, «Волшебная паутина» работа ученицы 8 класса Сунгатуллиной Гульназ – 2012 год, «Букет невесты своими руками» работа ученицы 10 класса Зайдуллиной Лианы - 2012 год, «Универсальная пляжная сумка –«УПС» работа ученицы 10 класса Хабировой Алины - 2011 год, «Волшебная корзина» работа ученицы 11 класса Хабировой Алины - 2012 год.

Хабирова Алина Ильшатовна является участницей Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2012 и 2013 гг. (приложения 4,5 сертификаты ).

Я люблю посещать семинары, проводимые моими коллегами. В марте 2012 года я сама провела мастер – класс в рамках районного семинара учителей технологии по теме «Использование проектной деятельности на уроках технологии». (приложения 6,7 )

В программу семинарского занятия были включены следующие вопросы:

  1. Выступление по теме: «Использование проектной деятельности на уроках технологии»
  2. Презентация продукции школьной компании «ЛОТОС»
  3. Мастер класс по карвингу для учителей технологии.
  4. Презентация лучших проектов республиканской олимпиады.

Мною были проведены открытые уроки для учителей технологии, родителей и коллег по школе на темы: «Сервировка стола» в 7-8 классах – 2010 год; «Виды декоративно- прикладного творчества» в 10 классе – 2011год; «Вязание крючком от А до Я» 5-6 классах – 2011 год; «Экологические проблемы и природоохранные технологии» в 11 классе 2012 год, ежегодно во всех классах проводим защиту творческих проектов.

Помимо уроков провожу внеклассные мероприятия с приглашением мам, бабушек. Так, провела внеклассное мероприятие: «А ну-ка, девочки» среди девочек 5-8 классов, 2011год; «Вдвоем за чайным столом», мероприятие со старшеклассника, посвященное истории чая – 2011год. Мероприятие закончилось чаепитием.

Ведется большая работа по пошиву сценических костюмов к различным школьным и районным конкурсам.

Большое внимание уделяю трудовому воспитанию.

Своеобразным девизом в моей работе стали слова Антона Семеновича Макаренко:

«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»

Приобщение школьников к труду, формирование готовности к социально-ответственным действиям, самостоятельному принятию решений – одна из актуальных задач современного воспитания. Работа школьников на пришкольных участках, в лагерях труда и отдыха вовлекает подростков в производительный плановый труд, обеспечивает знакомство с современным технологическим циклом.

Трудовая практика организуется с целью эффективного использования возможностей пришкольных территорий, ознакомления детей с новыми технологиями в области зеленого градостроительства, с современными подходами и методами природоохранной работы, способствует проявлению самостоятельности, самоутверждению школьников.

Трудовое воспитание и трудовая практика проводится:

Во время учебно – воспитательного процесса;

На пришкольном участке;

В пришкольной теплице;

Внутри здания школы во время ремонтных работ;

Через школьную бизнес-компанию;

В пришкольном питомнике.

Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Другое дело, что в современном обществе достаточно риторическую в прошлом установку на коллективный труд во имя общего блага сменила более жизненная, ориентированная на достижение личного успеха. Но при этом не должны ущемляться интересы общества и попираться нравственные нормы.

Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит от объединения усилия образовательных учреждений, семьи и общественности. Сегодня сельская школа располагает большими возможностями для трудового воспитания детей располагает школа.

При этом в новых условиях на первый план выступает задача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуального (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической и экономической основе.

Все это в полной мере представлено в деятельности нашей школы.

При этом теоретический материал изучается в неразрывной связи с практикой, поскольку школа обладает хорошей материально-технической базой и земельным участком.

Я также являюсь заведующим пришкольным учебно- опытным участком.

Наша школа дважды в 2005 и 2008 году участвовала в республиканском конкурсе учебно-опытных участков, в 2005 году заняли 2 место, в 2008 году заняла 3 место. Школа награждена почетной грамотой МО и Н РТ и ценным призом – телевизор. Меня, как заведующую пришкольным участком, наградили Почетной грамотой МО и Н РТ. (Приложения 8,9);

В 2011 году был представлен пакет документов на соискание Гранта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в размере 100000 рулей. Школа и я награждены Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. (приложения 12,13 – грамоты )

В 2010 году мы стали лауреатами VIII Международного конкурса имени А.С. Макаренко, который проходил в г Москва в апреле 2010 года.(приложение14)

- В 2012 году стали лауреатами X Международного конкурса имени А.С. Макаренко, который проходил в городе Чебаркуль Челябинской области с1по 5 апреля 2012 года. (приложение15 )

В учебное и внеучебное время, большое внимание уделяю экологическому воспитанию. Вместе с детьми участвуем в различных операциях: «Чистый родник», «Самая зеленая школа», «Самая зеленая улица», «Чисто там, где не сорят» и т.д. В 2010 наша школа включилась в проект «Больше кислорода». Создали школьный питомник, было посажено 1500 штук сосны и 400 штук дуда. За хорошую организацию работы активные участники и руководители награждены Дипломами МОО «ЭКА». (Приложения 16,17,18,19 )

С 2004 года являюсь руководителем школьных бизнес компаний.

Одной из инноваций в нашей школе является создание школьных бизнес компаний, результатом деятельности которых является выращивание рассады овощей и клумбовых цветов, изготовление универсальной пляжной сумки «УПС», вязаные вещи.

Ребята компаний занимаются и благотворительной деятельностью, так, например, в прошлом году, они стали участниками акции «Вязаные изделия – воспитанникам детского сада». Благотворительный фонд составил тысячу рублей.(приложение 20 )

22 декабря школьная компания «Лотос» участвовала в республиканской благотворительной ярмарке в городе Казани и вырученные 3250 рублей были направлены на лечение маленькой Ванечки. (приложения 21, 22)

Все бизнес компании школы ежегодно участвуют в республиканских и всероссийских слетах школьных бизнес компаний и награждены дипломами за победы в различных номинациях. (Приложения 23,24,25 )

В этом году получила старт школьная бизнес компания под красивым названием «Лотос», которая оказывает услуги по оформлению праздничных столов художественной резьбой по овощам и фруктам, применяя технологию «Карвинг»

Компания «Лотос» победитель XII республиканского слета школьных бизнес компаний и награждена Дипломом третьей степени МО и Н РТ, а также и я как руководитель. (приложения 26,27,28)

Бизнес компании школы призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами, хозяевами земли.

Фантазии и творчеству ребят нет предела. Мы очень много работаем, совершенствуемся, изучаем новинки, не останавливаемся на достигнутом, идем в ногу со временем.

О наших успехах говорят и пишут не только в местных, но и республиканских средствах массовой информации, наш опыт работы также показывают по республиканскому телевидению.(Приложения 29,30,31,32)

Член школьной компании «УПС», воспитанник объединения Садыков Айрат участвовал на IX Республиканском фестивале «Паруса науки» (приложения 33,34)

Долгие годы веду кружки по интересам «Веселые квадратики», «Шаг к бизнесу» и мои воспитанники участвуют в конкурсах различного уровня. Так, например Махмутова Алия участвовала в конкурсе «Нетающий иней» и награждена Дипломом МО и Н РТ. (приложения 35,36 )

В 2012 году я приняла участие в VIII республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстана». Выступила на секции и презентовала, защищала проект «Лотос» (приложения37,38)

Мои публикации:

1.«Универсальная пляжная сумка – УПС», журнал «Школа и производство» №1, 2010 год. (приложение 39 ).

2. «Цветы из овощей» материал в журнал «Школа и производство», материал на стадии рассмотрения.

На уроках и во вне урочное время уделяю внимание национальному воспитанию, на основе традиционных промыслов татарского народа. Это национальная вышивка, изготовление национальных украшений, национальных блюд. Одним из интересных внеклассных мероприятий является праздник «Каз омасы». (Приложение 40)

Успешному проведению уроков способствует кабинет технологии, который соответствует нормативным требованиям. Имеется 5 ручных, 2 электрических швейных машин, оверлок, утюг, гладильная доска, ножницы и т.д.

Для успешного ведения учебно-воспитательного процесса постоянно и своевременно прохожу курсы повышения квалификации :

  1. «Норматино - правовые и технологические основы детско - взрослого образовательного производства», 1по5 апреля,2012год, Челябинский институт развития профессионального образования.(приложения 41,42,43 )
  2. «Антикризисное управление: практические вопросы автономных учреждений и управление ими», Москва, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования, Московский областной учебный центр «Нахабино», с 10 марта по 4 апреля 2010 года.
  3. «Технологическое обеспечение экспертизы педагогической деятельности с использованием компьютерных технологий: новые методики оценки уровня квалификации педагогических работников», институт развития образования РТ, 4.10.2011.
  4. «Методика оценки квалификации педагогических работников», институт развития образования РТ, г.Казань, 2011г.
  5. Непрерывно работаю над самообразованием, обобщением опыта:

Презентация на республиканском августовском совещании педагогических работников РТ в г. Мамадыш в августе 2012 год.(приложения 44,45)

Презентация продукции компании «Лотос» на районном августовском совещании педагогических работников.

Выступление на районном августовском совещании педагогических работников на тему:

«Школьные бизнес компании – основа для зарождения навыков предпринимательства и малого бизнеса», 2012г.

Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Поэтому главная цель моей работы – вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты. Я обязана привить вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог… важно, как миссию человека.

Я мечтаю только о том, чтобы мои дети вышли из школы в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, душой способной любить и сострадать. Чтобы просто стали Людьми!

Учителя! Как огонек в пути!
Какое ж нужно пламенное сердце,
Чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!



Описание педагогического опыта учителя технологии

Черных Татьяны Викторовны, МАОУ СОШ № 4

Наименование опыта.

«Метод проектов как педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей школьников»

Актуальность и перспективность опыта .

В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Современный выпускник должен хорошо ориентироваться в любой ситуации: предвидеть проблему, находить пути решения, формировать задачи, искать информацию, уметь выделять главное, продумывать план, познавать и приобретать новые знания, исследовать, выбирать оптимальные варианты действий. Формирование этих качеств, способствует выполнение творческих проектов на уроках технологии.

Предмет технология (обслуживающий труд) включен в учебный план с 5 по 8 класс. Учитывая данные возрастные особенности детей, именно в этот период наблюдаются многопредметность, перегрузка, снижение познавательной активности учащихся. Для преодоления подросткового отчуждения от школы и взрослых, а так же для решения задач обучения, педагогические подходы должны быть эффективными. Одним словом, школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, т.к. внедрение ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся.

Условия становления опыта.

Представленный опыт работы формировался в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка. Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашей школы, использование метода проектов – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника и учебному процесс

Интерес к предмету возникает в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу успешно решает метод проектов. Исследования в проекте помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие задачи: затруднения и проблемы в обучении:

Низкую мотивацию к обучению

Низкая познавательная активность к предмету

Формирование механизма самореализации личности, выбора профессии.

Низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей

Развитие творческого мышления

Теоретическими предпосылками разработки проектного обучения являются идеи

Развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин); системы проектного обучения (ЖД. Дьюи); системы творческих уроков и творческих заданий (А.В.Хуторской). Одним из наиболее эффективных методов исследовательского труда школьников на уроках технологии, является метод проектов, научно обоснованный доктором педагогических наук И. Чечель. Использование этой технологии позволяет активно включать школьников в те или иные проекты, дает им возможность осваивать новые способы деятельности. Применяемая технология рассматривается не как альтернатива классно-урочной системе, а предполагается как лаборатория, в которой происходит процесс познания. Это педагогическая технология включает: целевую и научную направленность, систему действий учителя и ученика, критерий оценки и новый результат.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода проектов:


  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта.

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

    • выдвижение гипотез их решения; (проблемные вопросы)

    • обсуждение методов исследования;

    • обсуждение способов оформление конечных результатов;

    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проектное обучение является непрямым и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс. Самый сложный момент работы – это организация, особенно подготовительный этап. Не простой задачей является выбор темы проекта. При планировании тем автор дифференцирует их по степени сложности. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, форму его выполнения с расчетом на определенный результат. От того какую тему выберет ученик зависит и результат проекта. Если тема ему не интересна и занижена мотивация, то творческий потенциал учащегося не будет задействован сполна. Учащиеся выполняют различные проекты: монопредметные, предметные, текущие, итоговые, индивидуальные и коллективные.

Рост и развитие