Новое в школах в образовании год. Министр образования рассказала о новшествах и гигантских планах в образовании

10 главных изменений в новом учебном году 1. Инклюзивное образование 1 сентября 2016 года вступят в силу новые образовательные стандарты для детей с ОВЗ. Процесс инклюзии будет проходить постепенно, но для того, чтобы особые дети смогли учиться в обычной школе, было сделано уже очень много. Здания школ оборудованы пандусами, поручнями, лифтами и подъёмниками. Для организации учебного процесса приобретены учебники с увеличенным шрифтом и другое специальное оснащение. Учителя и тьюторы прошли специальную подготовку. Одной из самых важных задач по-прежнему остаётся создание благоприятной среды для общения ребят со сверстниками, чьи возможности здоровья ограничены. 2. Итоговые контрольные работы в начальной школе Количество аттестаций за срок школьного обучения возрастёт. В этом году в пилотном режиме прошли Всероссийские контрольные работы по итогам обучения в начальной школы. Поэтому весной 2017 года четвероклашкам придётся писать проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. 3. Изменения в ОГЭ Выпускников девятых классов по-прежнему ждут два обязательных экзамена (по русскому языку и математике) и два по выбору. В 2016 году для получения аттестата нужно было успешно сдать русский язык и математику, а результаты экзаменов по выбору (в том числе неудовлетворительные) не влияли на получение аттестата. Уже в 2017 году основанием для получения аттестата станет успешная сдача экзаменов по всем предметам — обязательным и по выбору. Кроме того, экзаменационные результаты станут влиять на итоговую отметку в аттестате, а оценки за четыре обязательных экзамена начнут выставляться по единой шкале. И уже к 2020 году выпускников по программам основного общего образования будут ждать в общей сложности шесть экзаменов: два обязательных и четыре по выбору. 4. Отказ от тестовой части в ЕГЭ В 2017 году Рособрнадзор откажется от тестовой части практически по всем предметам Единого государственного экзамена, включая физику, биологию и химию. Продолжится работа по апробации устной части экзамена по русскому языку. 5. Главная интрига ЕГЭ Изменится ли количество обязательных к сдаче экзаменов в 11 классе, а в частности, будут ли ученики уже в 2017 году сдавать литературу и историю в обязательном порядке — пока обсуждается. Но уже решено, что к 2020 году обязательным станет английский язык. 6. Пятёрка по физкультуре за результаты ГТО Хорошая новость для тех, кто сдал нормы ГТО или планирует это сделать. В этом году результаты выполнения нормативов будут приниматься во внимание учителями физической культуры. То есть если ученик сдал тесты комплекса ГТО, он смело может рассчитывать на отличную оценку по физкультуре. Остальные ребята получают свои оценки на прежних условиях. 7. Робототехника вместо материальной технологии Планируются изменения в основных образовательных программах, в частности — возможность замены уроков материальной технологии на уроки робототехники. Не все школы готовы к такому переходу из-за нехватки оборудования и подготовленных специалистов. Но такая замена во многом — требование времени. 8. Занятия по финансовой грамотности В новом учебном году в школьной программе появятся занятия по финансовой грамотности. Этот курс будет идти в качестве внеурочных занятий или в рамках обществознания. Занятия, включающие в себя разные аспекты финансовой жизни общества (формирование семейных доходов, отличия разных видов кредитования, особенности системы пенсионного накопления), помогут ученикам приобрести практические знания обращения с финансами. 9. Внедрение электронных приложений и онлайн-ресурс к учебнику Учитывая, что материально-техническая база образовательных организаций постепенно укрепляется, это произойдёт совсем скоро. А при содействии высокотехнологической компании «Ростех» будет налажен выпуск электронных учебников в виде традиционной книги, где на одной стороне чёрно-белый текст, а на другой — цветное изображение. 10. Исследования компетенции педагогов В этом году учителям предстоит проверить свои компетенции. Рособрнадзор анонсировал проведение Всероссийского исследования компетенции педагогов. Пока это коснётся учителей математики, русского языка и литературы. В дальнейшем — всех учителей-предметников. Автор: директор школы № 444 Павел Северинец

Новый министр образования обозначила первоочередные направления своей работы на 2017 год. Они коснутся совершенствования ЕГЭ, поддержки инклюзивного образования, социальной защиты работников образовательной сферы и многих других важных вопросов. И сегодня мы предлагаем детальнее рассмотреть наиболее значимые нововведения из тех, которые уже анонсированы профильным ведомством.

Новый министр образования обозначила первоочередные направления своей работы на 2017 год. Они коснутся совершенствования ЕГЭ , поддержки инклюзивного образования, социальной защиты работников образовательной сферы и многих других важных вопросов. И сегодня мы предлагаем детальнее рассмотреть наиболее значимые нововведения из тех, которые уже анонсированы профильным ведомством.

Прежде всего, отметим, что российское образование в следующем году будет иметь внушительное финансирование. На этом не раз акцентировала внимание в своих интервью Ольга Васильева, поэтому хочется верить, что поддержка действующих программ и введение инноваций будут обеспечены в полной мере.

Дополнительное образование

В 2017 году пристальное внимание планируется уделить дополнительному образованию. Особый упор будет сделан на программы технической и естественнонаучной направленности. Количество детей, занимающихся по этим программам, за 2017-2018 год должно вдвое увеличиться. Ожидается, что до 2020 года к дополнительному образованию удастся привлечь 75% учащихся.

Количество секций и кружков в общеобразовательных учреждениях станет максимально разнообразным. По мнению О. Васильевой, идеальный вариант – наличие не менее пяти бесплатных кружков в каждой школе.

Во многих школах появятся детские хоры. Такие планы были озвучены Министерством культуры РФ, с подачи которого общеобразовательные учреждения смогут официально брать на работу руководителей хора и концертмейстеров. Тем временем на базе педагогических университетов будут проводиться курсы, которые помогут будущим педагогам научиться мотивировать детей к увлечению музыкой.

На базе центов дополнительного образования планируется создание детских технопарков. Это пообещал Д. Медведев в конце ноября 2016 года. Целью создания технопарков является предоставление детям больших возможностей для занятия творчеством, спортом, искусством и музыкой.


Чего ждать от ЕГЭ-2017?

Предыдущий опыт проведения ЕГЭ побудил Минобрнауки прибегнуть к некоторым новшествам, которые могут быть внедрены уже в 2017 году.

Самое неприятное для многих выпускников изменение – это третий обязательный для сдачи предмет. Вероятнее всего им станет история. В Министерстве образования давно говорят, что сегодняшние знания школьников, касающиеся различных исторических событий, оставляют желать лучшего, и логично предположить, что с помощью ЕГЭ можно исправить ситуацию. Иностранный язык, обществознание и физика, хоть и с меньшей долей вероятности, но также рассматриваются в качестве "кандидатов" на появление в списке обязательных экзаменов.

В утешение выпускникам 2017 года можно сказать: есть основания полагать, что на этот раз все обойдется, и идею с тремя обязательными предметами отложат до 2018 года.

Более приятной является новость о том, что участники ЕГЭ-2017 вправе пересдать один из обязательных предметов в дополнительный период, установленный единым расписанием.

Еще одно важное изменение касается появления единой шкалы оценивания. Это означает, что результаты ЕГЭ будут влиять на оценки в аттестате. Например, если сдать госэкзамен по русскому языку на тройку, то в совокупности с годовой пятеркой в аттестат пойдет четверка.

Планируется полностью убрать тестовую составляющую ЕГЭ. Упор будет делаться на творческие задания и опросы.

Кстати, выпускники Крыма все так же могут поступать в крымские ВУЗы на основании среднего бала аттестата и вступительных экзаменов. Хотя ЕГЭ можно сдать по желанию, если крымчанин захочет поступить в один из университетов материковой части РФ.

Новые предметы в школах

С 1 сентября 2017 года вполне вероятно появление новых предметов в школьных расписаниях . Речь может идти об астрономии и нашумевшей дисциплине "Основы религиозных культур и светской этики", которая должна воспитывать уважение к религиям и национальностям (подчеркнем, что этот предмет будет факультативным, а, следовательно, потребуется согласие родителей и школы на его проведение).

Точно известно, что ученики пятых - девятых классов будут изучать новый интересный предмет под названием "Робототехника". Начиная с 2017/2018 учебного года, школы постепенно начнут оснащаться 3D-принтерами, с которыми такие уроки станут еще интереснее.


Инклюзивное образование в 2017 году

Продолжится внедрение нового стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь родители смогут выбирать, в какой школе будет обучаться их особый ребенок: в специализированной или обычной.

При этом все школы должны иметь доступную среду и необходимое обеспечение для детей с ОВЗ, начиная от пандусов и заканчивая специальными учебниками со шрифтом Брайля.

Будут предъявляться и особые требования к учителям. В частности, к обучению детей с ОВЗ будут допускаться только педагоги, умеющие с ними работать.

Психологическая служба

В школах России катастрофически не хватает психологов! С таким заявлением выступила министр образования, и тут же успокоила общественность, пообещав, что в 2017 году эта проблема начнет решаться. В частности, планируется увеличить оплату труда психологам и предоставлять больше бюджетных мест абитуриентам, желающим освоить данную профессию.

Экспертная проверка учебников

До марта 2017 года будет проведена экспертиза всех учебников, которые используются в школах России, на предмет соответствия их содержания научными, педагогическими, общественными и этнокультурными нормами. К этому мероприятию будет привлечена Российская академия наук.

Льготы для медалистов при поступлении в ВУЗ

Не так давно Рособрнадзор допустил возможность возврата льгот для обладателей золотых медалей при зачислении в ВУЗы . Но для этого должен быть разработан механизм объективной оценки учащихся. То есть медаль должна действительно быть свидетельством высокого уровня знаний абитуриента, а не стремления школы заявить о себе, как о "кузнице" медалистов.

Всероссийские проверочные работы

Еще одно интересное нововведение – Всероссийские проверочные работы по пяти не основным предметам для одинадцатиклассников. Пока что такие мероприятия точно будут проводиться в школах Москвы, но не исключено участие учебных заведений других городов. Особо переживать из-за этого не следует, так как пока все будет проводиться в рамках эксперимента, а потому результаты ВПР не отразятся на оценках.

Обучение только в первую смену

Постепенно школы России будут переходить на обучение только в одну смену – с утра до обеда. Эксперты настаивают на том, что обучение во вторую смену – это большая нагрузка на организм ребенка и фактор, из-за которого сбивается режим дня.


Электронные учебники

Не обойдется 2017 год и без технологических инноваций. Речь идет об электронных учебниках , которые появятся во всех школах страны. Их содержание будет соответствовать бумажным аналогам, но с дополнительным мультимедийным сопровождением.

Подведем итоги

Итак, в 2017 году участникам образовательного процесса нужно подготовиться к таким нововведениям, как:

  • Всестороннее развитие дополнительного образования;
  • Изменения в ЕГЭ: возможен третий обязательный предмет, отказ от тестовых заданий, результаты экзамена будут влиять на оценки в аттестате;
  • Появятся новые предметы в школьной программе;
  • Будет проведена экспертиза всех учебников;
  • Дети с ОВЗ смогут обучаться в обычных школах;
  • Улучшатся условия труда для школьных психологов.

В рамках Послания президента Федеральному собранию В. Путин говорил о необходимости сохранения глубины и фундаментальности образования. Грядущий год обещает во многом соответствовать этим словам.

"КП" собрала 7 главных изменений в образовании в учебном году 2017-2018

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Предыдущий учебный год выдался богатым на идеи и инициативы в сфере образования. Разбираемся, какие изменения в образовании в учебном году 2017-2018 воплотятся в жизнь, а какие останутся существовать пока лишь на бумаге.

1. АСТРОНОМИЯ - ВО ВСЕХ ШКОЛАХ

Пожалуй, самое обсуждаемое нововведение этого года - возвращение астрономии в расписание школьников. На этом лично настояла министр образования и науки Ольга Васильева .

Обязательный объем - не менее 35 часов, - уточнила министр. - А вот в 10-м или 11-м классе - это школа должна решать сама. Большая часть начнет вводить астрономию уже с первой четверти. Но можно будет начать преподавание и со следующего года - если, например, учителя еще не прошли курсы повышения квалификации.

Учебники по астрономии уже есть, а сам предмет добавлен во ФГОСы, так что административных преград для возвращения в школы науки о небесных телах нет. Директорам осталось лишь найти время в расписании старшеклассников и убедить их в нужности этого предмета - не секрет, что в старших классах многие дети забивают на все уроки, по которым не надо будет сдавать ЕГЭ , ради подготовки к единому экзамену.

2. НОВЫЙ РУССКИЙ

К слову, об экзаменах: на отмену ЕГЭ школьникам рассчитывать не приходится, а вот экзамен в девятом классе будет изменен. Прежде всего это касается ОГЭ по русскому языку - в него будет добавлена устная часть.

Пока он пройдет в нескольких пилотных регионах, - рассказала Ольга Васильева. - А через год, думаю, его будут сдавать везде. Школьнику будет предложено прочитать небольшой рассказ. А потом - беседа по прочитанному тексту. Как ребенок рассуждает, какие мысли ему пришли в голову после прочтения рассказа. Узнал ли автора, читал ли его еще что-то, какие главные герои, если они тебе знакомы.

3. ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Тесты и проверки ждут не только учеников, но и учителей. По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рос-обрнадзором в прошлом учебном году, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают!

Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, - рассказывает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов . - Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение.

Пилотная модель оценки учителей пока пройдет в 13 субъектах на базе региональных центров повышения квалификации. Оценивать педагогов будут по нескольким критериям - это знание предмета и методики его преподавания, а также ведение урока. По результатам проверки учитель сможет пройти переподготовку именно в тех пунктах, где у него обнаружились проблемы.

4. КРУЖКИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

С нового учебного года любой школьник с 5-го по 9-й класс сможет заняться изучением робототехники в рамках специального факультатива. Дети освоят компьютерную терминологию, познакомятся с видами и механизмами устройств, а также с основными принципами их работы. Кроме того, в рамках проекта по информатизации школ многие учебные учреждения оснастят специальными 3D-принтерами, так что недостающие компоненты школьники смогут напечатать себе самостоятельно.

5. СТИПЕНДИИ ПОДНИМУТ

Изменения коснутся и студенческих стипендий. Во-первых, они станут немного больше - в следующем году прирост составит 5,9 процента. Напомним, сейчас минимальная стипендия студента вуза составляет 1340 рублей, для учащихся колледжей и техникумов - 487 рублей, для аспирантов - 2637 рублей. Кроме того, студенты могут претендовать на повышенную стипендию за особые успехи в учебе или научные достижения.

А вот получить социальную стипендию от университета станет сложнее. С 1 января получить выплаты от вуза смогут только те студенты, кому уже назначена государственная социальная помощь. Это учащиеся из малоимущих семей и инвалиды. Стипендия будет назначаться на один год.

6. СТАНЕТ БОЛЬШЕ ПСИХОЛОГОВ

В этом году всеобщее внимание привлекли сразу несколько подростковых суицидов. О причинах и последствиях можно спорить до посинения, но ясно одно - проблем удалось бы избежать, если бы на ребят вовремя обратили внимание специалисты.

К сожалению, те дети, которые оказались в настолько сложной ситуации, не попадают в поле зрения психологов, - сообщила вице-премьер Ольга Голодец. - Сегодня психологи в школах чаще всего ориентированы на детей в трудных жизненных ситуациях, то есть детей, которые живут в неблагополучных семьях. Но скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребенку, дефицит у родителей времени на ребенка приводит к гораздо более сложным последствиям. Поэтому даны поручения по проработке всей психологической службы в школах - ее необходимо реорганизовать и усилить в ней профессиональное начало.

Так что в следующем году школам придется расширить штат психологов, чтобы они смогли более прицельно заниматься с детьми.

7. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основам экономики и финансовой грамотности начнут учить уже с детского сада. Малышам расскажут, как расплачиваться в магазине, научат считать сдачу и отличать банкноты банка России от других валют. Предполагается, что к концу 2018 года занятия по финансовой грамотности появятся уже в 2 с половиной тысячах дошкольных учреждений.

ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ

Уроки по православию останутся по выбору. В Российской академии образования сообщили, что предмет этот факультативный и в обязательную программу включать его не будут.

Электронные учебники все еще проходят апробацию, и до полного отказа от бумажных пособий нам еще далеко.

Третий обязательный ЕГЭ пока находится в стадии обсуждения, и в этом учебном году его ждать точно не стоит.

Комментарии

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  • zavuchuser844807 zavuchuser844807 (597338) 29 августа 2017 г. 11:27:00 Великое косноязычие на уровне министра: "читал ли его еще что-то" ?
  • zavuchuser zavuchuser (384974) 24 августа 2017 г. 21:30:50 Смотря что господа проверяющие включат в ЕГЭ для учителей математики: если это будут задания уровня международных олимпиад, то, конечно, мало кто справится! И вообще непонятно, почему учителя с дипломами государственных ВУЗов должны подтверждать свою профпригодность!
  • (184039) 24 августа 2017 г. 18:58:33 Ильф и Петров пусть отдохнут. "Рога и копыта" устарели....
  • Галина Абызова (15256) 24 августа 2017 г. 18:07:18 Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий. У нас в прошлом году проверяли ОГЭ по математике на уровне района и была установка от УО - сдать на "3". Некоторые учителя послушались - действительно, чтобы быстрее уйти и не отнимать у себя время. Те, кто не послушался, весь год числились не выполнившими муниципальное задание. Многие так и не поняли к чему была эта установка???
  • zavuchuser zavuchuser (307737) 24 августа 2017 г. 13:43:50 Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, - рассказывает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Значит где-то проверяли. У нас в позапрошлом году тоже провели тесты без предупреждения, как будто время провести.Я это всерьез не принял, торопился побыстрей сдать и пораньше уйти.В результате 56 баллов по химии. а дома я мог и 100 набрать.Зато эти результаты озвучивали целый год.Директорам выговоры дали, те в свою очередь учителей притеснили. Многие ушли после этого.
  • zavuchuser843666 zavuchuser843666 (596220) 24 августа 2017 г. 11:13:02 Полностью согласна с предыдущими авторами. В этих комментариях раскрыты основные проблемы для большинства школ, находящихся в провинции. Душа болит, когда начинаешь читать о предполагаемых нововведениях. Очень и очень многое не продумано. Главное- не навреди.
  • Горбатова Елена (498966) 24 августа 2017 г. 9:20:28 Электронные учебники? Кружки по робототехнике? В маленьких городках, приближенных к сельской местности, у многих учеников и их родителей нет компьютеров, и нет возможности их купить. Про глобальную сеть Интернет мы вообще молчим... Его зачастую нет. и нечем оплатить! Нашей школе выдали компьютерную технику в рамках введения ФГОС лет 6-7 назад. Все комплектующие к ноутбукам и программное обеспечение учителя покупают за свой счет, чтобы " как-то и что-то работало"... За интернет школе провайдер выставил огромные счета за неуплату. Интернет отключили, последнюю четверть прошлого года работали на модемах купленных и оплаченных за свой счет. Потому что, никто не отменял работу в "Дневнике. ru" и прочих сайтах, где учителя просто обязаны работать.... Хотелось бы. что бы нововведения коснулись и нас побыстрее, но вериться с трудом.....
  • zavuchuser775898 zavuchuser775898 (530027) 24 августа 2017 г. 2:57:42 "1. АСТРОНОМИЯ - ВО ВСЕХ ШКОЛАХ" - интересный красивый и увлекательный предмет. Никто не спорит. Но, одновременно, очень сложный. Обещали не проверять знания по предмету до 2019 года, а в будущий ЕГЭ по физике уже ввели вопросы астрофизики! У нас даже еще намека на учебники нет. Даже расписание не обсуждается по этому предмету...."2. НОВЫЙ РУССКИЙ" - экзамен, чтобы потом тебя допустили к ЭКЗАМЕНУ. Явно не филолог составлял определение. Богатый на синонимы язык, обычно не терпит повторений на квадратный сантиметр....."3. ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ" - 98% учителей возмущены! Наверняка и из "согласных" на эксперимент регионов, есть нотки протеста. А за публичную видеодемонстрацию урока, где, наверняка, будут сняты дети крупным планом, можно еще и под суд угодить! Спасибо!..."4. КРУЖКИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ" - ха-ха-ха!!! 44000 школы в России! Кто такие кружки будет вести?! 3D принтеры? Не смешите! Сельские школы их не увидят много лет, точно! А оснащать кружки снова будут сами учителя, как это часто делается....."5. СТИПЕНДИИ ПОДНИМУТ" - круто! Теперь студенты могут на булку хлеба больше купить...... А это изменение - "6. СТАНЕТ БОЛЬШЕ ПСИХОЛОГОВ", вызывает бурю возмещения. Сначала всех психологов и социальных педагогов сократили, а теперь их штат будут расширять! Если НОЛЬ умножить на любое число, то НОЛЬ и будет. Директора всех школ головы ломают, как сократить ставки в этом году! Сливают классы и убирают консультации для выпускников, "домашников" сажают в аудиторию! Родители детей-инвалидов в шоке!....."7. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" - учить деток правильно вести себя в магазине - замечательно! Удивительно, как мы выросли без таких уроков? Конечно, мы иногда путались в советских рублях, американских долларах, дойчмарках и йенах с французскими франками, но теперь современные дошколята поймут, что такое ЕВРО и китайский юань! И еще до школы научатся пересчитывать курс канадского доллара к австралийскому. Осталось выдать по пачке банкнот иностранной валюты воспитателям.......ЭПИЛОГ "ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ"- да не вытянет Россия повсеместно электронные учебники! Как эксперимент в передовых и оснащенных школах - да, но в деревушках, горных аулах и далеких сибирских селах, где интернет в дифиците, рады, что бумажные есть, и то не всегда и всем хватает, не смотря на то, что Президент обязал обеспечить детей учебниками. Нет, НЕ ХВАТАЕТ! В этом году нас официально предупредили, что учебников закупили мало, т.к. выделили копейки! Даже на ФГОСы не хватает. Очень дорогие! Уже молчу про методическую литературу, которая покупается за счет личных средств. Прекрасно, что 3-й экзамен ЕГЭ только на стадии обсуждения! ИТОГО: ....

В России почти ежегодно в общеобразовательных учреждениях вводят новые стандарты обучения. Одни предметы убирают, другие возвращают из небытия, появляются новые дисциплины. Меняются правила сдачи ЕГЭ и условия приемы в вузы. Так, в 2017 году школьники снова стали изучать астрономию, которая больше 20 лет была невостребованной. А что планируют внедрить в наступающем 2018 году, какие идеи есть у Минобрнауки? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Сдаем русский устно

Много лет не утихают споры вокруг сдачи школьниками единого госэкзамена и государственной итоговой аттестации. Одна половина требует их отменить и вернуться к советской системе, другая ратует за то, чтобы все осталось. С последними согласна и глава Минобрнауки Ольга Васильева. По ее словам, ЕГЭ — это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны.

- По статистике выходит, что в московских университетах примерно 65 % студентов - это ребята из регионов, и 35 % - москвичи, - приводит данные Ольга Васильева. - До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной. Правда, сам механизм ЕГЭ нуждается в совершенствовании.

Так, в 2018 году в ГИА будут внесены изменения: планируется, что в 9 классе будут сдавать устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м.

Пока обсуждается готовность регионов, которые в следующем году проведут "устный русский" в пилотном режиме. В планах - в ближайшие 2-3 года вернуть в качестве экзамена классическое школьное сочинение.

ЕГЭ по астрономии вводиться не будет, однако в едином госэкзамене по физике к 2019 году могут появиться некоторые вопросы из этого курса.

Кроме того, с 2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников - с 2022-го.

Планируется, что с 2020 года школьники всей страны обязательно будут сдавать историю.

Электронная школа

Примерно через полтора года начнет работать Российская электронная школа. Но это не значит, что все будут учиться только через Интернет. Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким.

По мнению Ольги Васильевой, это будет хорошим подспорьем для учителей.

- Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам, - заявляет министр. - К этому прибавятся также виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли. Эту систему в данный момент отрабатывают на базе московской электронной школы.

По потребностям

В новом стандарте, ориентированном на старшеклассников, оставят шесть предметных областей, из которых они будут выбирать до семи нужных предметов.

Это русский язык и литература или - впервые на выбор - родной язык и литература. Иностранный язык. Математика и информатика. Общественные науки - обществознание, история, география, экономика, право. Естественные науки - естествознание, физика, химия, биология, экология. Шестая область - искусство или предмет по выбору школы в национальных республиках (например, в Татарстане попросили включить предмет "технология").

Новый курс "Россия в мире", появившийся благодаря ставшему весьма популярным у старшеклассников экспериментальному учебнику "Россия в глобальном мире", наряду с физкультурой и ОБЖ вошел в число трех обязательных предметов.

Главное новшество состоит в том, что каждый из выбранных предметов будет иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень), базовый (вторая ступень) и профильный. Учащийся сам будет решать, какой из уровней для него предпочтительнее. Будущему гуманитарию не придется изучать интегралы и сложные химические формулы. Ему будет вполне достаточно получить знания по математике и химии, что называется, для общего развития, а основное внимание он сможет уделить таким профильным дисциплинам, как литература или история.

На профильный курс будет отведено пять часов в неделю, а на базовый и интегрированный - соответственно по три часа. В результате учебный план для старшеклассника будет выглядеть так: три профильных предмета, три обязательных и три - базового или интегрированного уровня. Это снизит количество изучаемых предметов с 21 до 10.

Не будут забыты в новом стандарте и индивидуальные проекты школьников, предназначенные для развития навыков самостоятельного обучения. Предполагается, что эта работа, на которую отводится два часа в неделю, будет проходить под руководством тьютора (личного куратора ученика).

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Печать

Страсти вокруг «возврата в советскую школу», изменений в ЕГЭ и правил поступления в вузы не давали расслабиться ни родителям, ни учителям, ни детям весь прошлый год. А потому желание заглянуть в завтрашний день и узнать, чего ждать от образования в 2017-м, вполне оправдано. Прогноз даёт эксперт «Мела», научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Новый год для родителей и преподавателей будет, на мой взгляд, поворотным в соотношении формального и неформального образования. Почему? Одна из причин - резкое повышение мотивации самообразования среди детей и взрослых. Это, прежде всего, побочный эффект той «свистопляски», которую устроили политики вокруг отечественного образования.

Зубодробительная критика российской школы, негативная мифология результатов улучшения общего образования, уничижительная трактовка либеральной педагогики, воспевание «разрушенной советской школы» и призывы её вернуть - все это заставило родителей, да и многих учащихся, смотреть на сторону.

Если школа так плоха, как об этом говорят и пишут, а учить своих детей в «советской» школе вряд ли кто-то захочет в здравом уме и твёрдой памяти, то что есть помимо?

Другая причина ухода в неформальное общее образование: и дети, и взрослые всё больше убеждаются, что из-за формальных ограничений, школа начинает резко отставать от тех возможностей, которые есть, что называется, в открытом доступе.

Для качественного современного образования школа должна быть гибкой. Не только для того, чтобы ученики были в курсе новых открытий, произведений, технологий и вообще - изменений. Но и для того, чтобы давать учащимся способы работы с этими изменениями, навыки использования новых возможностей, развивать способности реализовать себя в новых обстоятельствах. Но организационная структура школы слишком архаична, чтобы обеспечить ребёнку такой результат. Это по-прежнему учреждение, в котором работники подчинены золотому правилу: «Никакой инициативы!».

Золотое время инновационного поиска прошло, последний всплеск был в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в середине 2000-х. Сегодня авторская школа не в чести. Федеральные образовательные стандарты объявлены «пустыми». Наверное, потому, что в них не прописан учебный материал, тематическое планирование и результаты как список усвоенных сведений. Хотя именно такие открытые стандарты и есть наиболее современный способ управления содержанием образования в условиях многообразия учебных ресурсов.

Итак, зарегулированность школы и как следствие - фетиш проверок, надзора и отчётности. Ведомство выбрало устрожение базовой методологией управления качеством. Считается, что дети будут лучше учиться, больше знать и уметь, будут более подготовлены к жизни в неопределённом будущем, если им систематически устраивать контрольные работы. Считается, что школа будет лучше работать, если её постоянно проверять. А учителя будут более мотивированы, если по каждому шагу будут писать подробные отчёты.

Мне кажется, очень важно обратить внимание на эту тенденцию: дело не только в том, что детям скоро не будет хватать времени на посещение школы (как тут не вспомнить классическое выражение Гекльберри Финна: «И никакая школа не помешает мне получить образование!»).

Если травля школы в СМИ, в политтехнологических проектах, в PR-кампаниях политиков и бесконечных зубодробительных критиках маргинальных активистов будет продолжаться такими же темпами - в общественном сознании школа стремительно превратится в ненужный принудительный оброк, а необходимые образовательные ресурсы семьи будут искать не в школе.

Усилия государства и профессионального сообщества по модернизации, предпринятые в середине 2000-х, начинают давать результаты - это видно по международным исследованиям PISA и другим, по росту материальной базы, фонда оплаты труда, несмотря на тяжелейшее финансовое положение в стране. Но бездарная бюрократия предшествующего министерства образования, которая породила мощную консервативную ведомственную реакцию, разбазарила огромный потенциал приоритетного проекта «Образование» и резко снизила основной ресурс учительства - мотивацию. Механическая авторитарность ливановского министерства образования фактически задавила ростки инициативы и самостоятельности в учительской среде, превратила директоров школ в надзирателей за исполнением показателей, региональных министров - в смотрящих за отчётами и проверками, а сами показатели - в фетиш, значение и ценность которого гораздо важнее любой педагогики и образования.

И мы пришли к тому, что в конце 2016 года сошлись две негативные тенденции в школе. Это удушающее административно-командное давление изнутри системы: проверки, отчёты, бумажный вал, бессмысленная мероприятийность, контрольные работы без конца и без края, показатели, показатели, показатели…

И искусственно созданная негативная мифология о «развале школы и необходимости возврату к советской школе».

Никакого развала нет и в помине: школа сегодня один из немногих институтов, который работает с высокой эффективностью.

Посмотрите на медицину, посмотрите на транспорт, посмотрите на систему безопасности, посмотрите на наши дороги, на сельское хозяйство и сравните со школой. Ну конечно, в каждой сложной системе случаются ЧП, сбои. В семье не без урода. Но посмотрите: каждый мало-мальски серьёзный сбой в системе образования становится моментально известным всей стране!

Школа - самая открытая система в России. Насилие над ребёнком, самоуправство директора, поборы, грубость воспитательницы в детском саду, не говоря уже о нарушениях на ЕГЭ, - школа просвечена насквозь! И это очень важный результат улучшения системы - её прозрачность. Но использовать увеличение информации о происходящем для уничтожения источников этой информации - возвращать систему в её исходное состояние? Какая глупость. Зато сколько политических очков можно получить, как эффективно можно построить предвыборную кампанию, как можно быстро исправить огрехи руководства правительства («учителя, идите в бизнес!») или ведомства, какую популярность в массах можно стремительно завоевать, поддерживая мифологию развала и играя на ностальгии.

Но цена такого простого решения - усиления административно-командного регулирования и дискредитации усилий государства и сообщества по улучшению школы - в падении мотивации учеников, учителей и родителей. Никто не будет хотеть учить и учиться ради проверочных контрольных работ. И в установке родителей и детей на поиск нешкольных ресурсов образования.

В определённом смысле это неплохо. Будет активно развиваться рынок дополнительных образовательных услуг. Он уже растёт. Интересные проекты развития детей, летние и зимние школы, конкурсы, олимпиады, языковые, математические, творческие программы вузов, финансовая грамотность, филологические школы, клубы, планетарии, зоопарки, технопарки - всего не перечислить.

Детские уголки развития сегодня в каждом крупном торговом центре, не говоря уже о кинотеатрах и книжных магазинах.

Помимо школы есть огромное количество возможностей - и так называемое дополнительное образование, и сетевые ресурсы. Образовательных «предложений» - несчётное количество. Учиться не в школе становится не только модно и круто.

Каждый день родители, ученики и учителя узнают о новых подходах в обучении и развитии, новых методиках, системах, школах, сетях.

И уже никого не пугает то, что одни подходы противоречат другим, что свести все предложения в «единую образовательную систему» невозможно даже мысленно. Не пугает, потому что всё больше родителей стремятся развивать в своём ребёнке то особенное, уникальное, что в нём есть изначально.

Самореализация ребёнка, интерес, мотивация, коллективная творческая деятельность, развитие способности к сотрудничеству и поощрение успешности привлекают родителей сильнее, чем жёсткая установка на контроль за успеваемостью и проверки результатов усвоения программ.

Попытки удержать административный контроль над открытыми ресурсами, инициативой разработчиков, спросом родителей на индивидуальное образование, стремлением преподавателей вырваться из рутинных ограничений «образовательных учреждений» (в широком смысле слова) и, наконец, пытливостью учащихся - лишь выталкивают наиболее мотивированных из формальной системы образования.

Система может ответить созданием образовательных комплексов: таким путём пошла Москва, и мы видим какие сложности проявились, когда система вытаскивает себя из болота, пытаясь переродиться изнутри. Но семьям, родителям и детям надо учиться сегодня, им нет дела до трудностей административных структур. Поэтому я предвижу взрыв неформального образования, оправданное стремление родительского сообщества к самоорганизации, к расширению семейного образования, клубных форм, сетевых образовательных программ.

Но тогда государство должно будет направить средства налогоплательщиков на компенсацию такого выбора родителей. Потому что они будут рассчитывать получать именно общее, а не дополнительное образование за счёт неформальных ресурсов. И никто не захочет платить дважды. Да это и несправедливо! А цена слепого ведомственного авторитаризма и популистской мифологии «разрушения» возрастёт многократно.

Система качества в образовании в 2017 году

Новый министр образования обозначила первоочередные направления своей работы на 2017 год. Они коснутся совершенствования ЕГЭ, поддержки инклюзивного образования, социальной защиты работников образовательной сферы и многих других важных вопросов. И сегодня мы предлагаем детальнее рассмотреть наиболее значимые нововведения из тех, которые уже анонсированы профильным ведомством.

Прежде всего, отметим, что российское образование в следующем году будет иметь внушительное финансирование. На этом не раз акцентировала внимание в своих интервью Ольга Васильева, поэтому хочется верить, что поддержка действующих программ и введение инноваций будут обеспечены в полной мере.

Дополнительное образование

В 2017 году пристальное внимание планируется уделить дополнительному образованию. Особый упор будет сделан на программы технической и естественнонаучной направленности. Количество детей, занимающихся по этим программам, за 2017-2018 год должно вдвое увеличиться. Ожидается, что до 2020 года к дополнительному образованию удастся привлечь 75% учащихся. Количество секций и кружков в общеобразовательных учреждениях станет максимально разнообразным. По мнению О. Васильевой, идеальный вариант – наличие не менее пяти бесплатных кружков в каждой школе.

Во многих школах появятся детские хоры. Такие планы были озвучены Министерством культуры РФ, с подачи которого общеобразовательные учреждения смогут официально брать на работу руководителей хора и концертмейстеров. Тем временем на базе педагогических университетов будут проводиться курсы, которые помогут будущим педагогам научиться мотивировать детей к увлечению музыкой.

На базе центов дополнительного образования планируется создание детских технопарков. Это пообещал Д. Медведев в конце ноября 2016 года. Целью создания технопарков является предоставление детям больших возможностей для занятия творчеством, спортом, искусством и музыкой.

Чего ждать от ЕГЭ-2017?

Предыдущий опыт проведения ЕГЭ побудил Минобрнауки прибегнуть к некоторым новшествам, которые могут быть внедрены уже в 2017 году.

Самое неприятное для многих выпускников изменение – это третий обязательный для сдачи предмет. Вероятнее всего им станет история. В Министерстве образования давно говорят, что сегодняшние знания школьников, касающиеся различных исторических событий, оставляют желать лучшего, и логично предположить, что с помощью ЕГЭ можно исправить ситуацию. Иностранный язык, обществознание и физика, хоть и с меньшей долей вероятности, но также рассматриваются в качестве "кандидатов" на появление в списке обязательных экзаменов.

В утешение выпускникам 2017 года можно сказать: есть основания полагать, что на этот раз все обойдется, и идею с тремя обязательными предметами отложат до 2018 года.

Более приятной является новость о том, что участники ЕГЭ-2017 вправе пересдать один из обязательных предметов в дополнительный период, установленный единым расписанием.

Еще одно важное изменение касается появления единой шкалы оценивания. Это означает, что результаты ЕГЭ будут влиять на оценки в аттестате. Например, если сдать госэкзамен по русскому языку на тройку, то в совокупности с годовой пятеркой в аттестат пойдет четверка.

Планируется полностью убрать тестовую составляющую ЕГЭ. Упор будет делаться на творческие задания и опросы.

Кстати, выпускники Крыма все так же могут поступать в крымские ВУЗы на основании среднего бала аттестата и вступительных экзаменов. Хотя ЕГЭ можно сдать по желанию, если крымчанин захочет поступить в один из университетов материковой части РФ.

Новые предметы в школах

С 1 сентября 2017 года вполне вероятно появление новых предметов в школьных расписаниях. Речь может идти об астрономии и нашумевшей дисциплине "Основы религиозных культур и светской этики", которая должна воспитывать уважение к религиям и национальностям (подчеркнем, что этот предмет будет факультативным, а, следовательно, потребуется согласие родителей и школы на его проведение).

Точно известно, что ученики пятых - девятых классов будут изучать новый интересный предмет под названием "Робототехника". Начиная с 2017/2018 учебного года, школы постепенно начнут оснащаться 3D-принтерами, с которыми такие уроки станут еще интереснее.

Инклюзивное образование в 2017 году

Продолжится внедрение нового стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь родители смогут выбирать, в какой школе будет обучаться их особый ребенок: в специализированной или обычной.

При этом все школы должны иметь доступную среду и необходимое обеспечение для детей с ОВЗ, начиная от пандусов и заканчивая специальными учебниками со шрифтом Брайля.

Будут предъявляться и особые требования к учителям. В частности, к обучению детей с ОВЗ будут допускаться только педагоги, умеющие с ними работать.

Психологическая служба

В школах России катастрофически не хватает психологов! С таким заявлением выступила министр образования, и тут же успокоила общественность, пообещав, что в 2017 году эта проблема начнет решаться. В частности, планируется увеличить оплату труда психологам и предоставлять больше бюджетных мест абитуриентам, желающим освоить данную профессию.

Экспертная проверка учебников

До марта 2017 года будет проведена экспертиза всех учебников, которые используются в школах России, на предмет соответствия их содержания научными, педагогическими, общественными и этнокультурными нормами. К этому мероприятию будет привлечена Российская академия наук.

Льготы для медалистов при поступлении в вуз

Не так давно Рособрнадзор допустил возможность возврата льгот для обладателей золотых медалей при зачислении в ВУЗы. Но для этого должен быть разработан механизм объективной оценки учащихся. То есть медаль должна действительно быть свидетельством высокого уровня знаний абитуриента, а не стремления школы заявить о себе, как о "кузнице" медалистов.

Всероссийские проверочные работы

Еще одно интересное нововведение – Всероссийские проверочные работы по пяти не основным предметам для одинадцатиклассников. Пока что такие мероприятия точно будут проводиться в школах Москвы, но не исключено участие учебных заведений других городов. Особо переживать из-за этого не следует, так как пока все будет проводиться в рамках эксперимента, а потому результаты ВПР не отразятся на оценках.

Обучение только в первую смену

Постепенно школы России будут переходить на обучение только в одну смену – с утра до обеда. Эксперты настаивают на том, что обучение во вторую смену – это большая нагрузка на организм ребенка и фактор, из-за которого сбивается режим дня.

Электронные учебники

Не обойдется 2017 год и без технологических инноваций. Речь идет об электронных учебниках, которые появятся во всех школах страны. Их содержание будет соответствовать бумажным аналогам, но с дополнительным мультимедийным сопровождением.

Итак, в 2017 году участникам образовательного процесса нужно подготовиться к таким нововведениям, как:

Всестороннее развитие дополнительного образования;
Изменения в ЕГЭ: возможен третий обязательный предмет, отказ от тестовых заданий, результаты экзамена будут влиять на оценки в аттестате;
Появятся новые предметы в школьной программе;
Будет проведена экспертиза всех учебников;
Дети с ОВЗ смогут обучаться в обычных школах;
Улучшатся условия труда для школьных психологов.

В рамках Послания президента Федеральному собранию В. Путин говорил о необходимости сохранения глубины и фундаментальности образования. Грядущий год обещает во многом соответствовать этим словам.

Изменения в системе образования в 2017 году

Как и было обещано, в 2017 году школьники будут писать гораздо больше контрольных, чем в прошлом. Всероссийские проверочные по разным предметам ждут учащихся 4, 5, 10 и, что особенно важно, 11 классов. Внезапное решение организовать пять дополнительных контрольных по предметам, не входящим в ЕГЭ: истории, биологии, географии, химии и физике, - вызвало панику у выпускников, чья психика и без того подорвана подготовкой к единому экзамену. Однако все оказалось не так страшно, как выглядело сначала.

Во-первых, выяснилось, что контрольные эти пока не обязательные и вводятся по решению школы. И самое главное - то, чего больше всего опасались, - их результаты не будут влиять на аттестат. Пока одиннадцатиклассникам можно выдыхать.

Зато учащиеся 4 классов всех школ будут писать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. А для 5 классов вводятся ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии - в этом году они пройдут в режиме апробации, то есть тоже по добровольному решению школы. Демоверсии всех контрольных уже доступны в сети.

Молчание не золото

Судя по всему, от тестовой системы оценки знаний по некоторым дисциплинам будут, как и было обещано, постепенно уходить - экзамены по гуманитарным предметам уже в ближайшем будущем получат устную часть. ЕГЭ в этом году не тронули: для начала решили попробовать на ГИА.

Уже в 2017 году некоторые девятиклассники в качестве эксперимента будут сдавать русский язык устно. Будет ли экзамен по русскому языку устроен так же, как сейчас - иностранный, где устная часть сдается с помощью компьютера, или вернутся старые добрые экзаменаторы, пока неизвестно. По мнению экспертов, Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе в 11 классе может быть дополнен устной формой с 2019 года.

Новости психологии

В прошлом году произошло несколько громких и очень печальных событий с школьниками-подростками. Как обычно в таких ситуациях, все стали искать, кто виноват. Выяснилось, например, что система психологической поддержки есть далеко не во всех российских школах, а если и есть, то часто находится в недееспособном состоянии. В этом году на работу школьных психологов будут обращать особо пристальное внимание, их работу реформируют, а многие функции изменят. Чем это закончится на практике, пока неизвестно.

Кроме того, стало известно, что Министерство здравоохранения готовит свой курс психологии для школьников в рамках ОБЖ. Одной из его задач станет обучение детей противостоянию манипуляциям со стороны взрослых. Уже подобрана команда авторов, которые напишут учебники. Предполагается даже, что на психологическое просвещение школьников отведут 20 часов: урок будет проходить раз в неделю.

Трудовые будни

В прошлом году в Министерстве образования внезапно обратили внимание на то, что нынешний школьник лишен трудового воспитания. Он, в отличие предыдущих поколений, не оттирает парты от хулиганских надписей и не отковыривает жвачку от пола, не моет на дежурстве рекреации и раздевалки. Будет ли как-то в обязательном порядке в школе вводиться та или иная трудовая повинность, пока неизвестно. Но попутно выявилась реальная проблема: у подростка сегодня даже при всем желании нет никакой возможности подработать - любая деятельность 13-14-летнего человека упирается в понятие «детский труд», а он в нашей стране запрещен.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал прописать в программах для школ трудовое воспитание и общественно полезный труд и даже внести поправки в закон «Об образовании в РФ», Трудовой и Гражданский кодексы, которые сняли бы некоторые ограничения для организации трудового воспитания и упростили бы прием на работу несовершеннолетних. Эксперты предлагают подумать о льготах для работодателей, которые дают рабочие места школьникам.

Колледж вместо армии

С 1 января 2017 года вступил в силу закон, согласно которому студенты техникумов и колледжей получили отсрочку от армии на весь период обучения без ограничений по возрасту. В предыдущей версии закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка распространялась на студентов, не достигших возраста 20 лет. То есть те, кто шел в колледж или техникум после 9 класса, автоматически попадали под отсрочку, а вот те, кто решил получить профессиональное образование после 11 класса, оказывались в затруднительном положении. Молодой человек оканчивает школу в 17-18 лет, при длительности обучения в техникуме в три-четыре года на последнем курсе ему исполняется не менее 20 лет - то есть по прошлому законодательству отсрочка от армии в таком случае не действовала. С этого года от армии освобождаются все учащиеся колледжей и техникумов.

Задачи системы образования на 2017 год

Задачи системы образования на 2017 год:

Выполнение указов Президента Российской Федерации В.В. Путина, решений заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования;
- введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- продолжение создания условий для повышения профессионального уровня педагогических работников, повышение престижа профессии педагога;
- реализация Федеральной программы содействия созданию новых мест в общеобразовательных организациях;
- проведение мероприятий направленных на повышение качества образования, в том числе организация комплексной поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях;
- создание условий для получения дошкольного образования детьми раннего возраста;
- обновление содержания общего образования;
- развитие сети образовательных организаций, реализующих инновационные программы;
- проведение мер по сокращению избыточной отчетности учителей;
- внедрение нового формата школьной библиотеки;
- создание регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
- участие в конкурсе профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;
- реализация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» в формате детского технопарка;
- реализация концепции дополнительного образования детей;
- реализация модели повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников в условиях подготовки к введению профессиональных стандартов;
- создание особых условий для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным для Алтайского края профессиям, специальностям;
- развитие конкурсного движения, участие в национальном чемпионате «Молодые профессионалы» в рамках движения «Ворлдскиллс Россия»;
- создание региональных специализированных центров компетенций;
- повышение эффективности взаимодействия вузов с другими уровнями образования Алтайского края;
- совершенствование системы профориентационной работы.

Развитие в системе образования в 2017 году

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о нововведениях, которые ждут российское образование в 2017 году. В частности, глава Минобрнауки РФ отметила изменения в ГИА по русскому языку, всероссийские проверочные работы в 11 классах, а также реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ.

По словам Ольги Васильевой, изменений в сфере образования в этом году будет не так много. В частности, нововведения коснутся ГИА – государственной итоговой аттестации по русскому языку в устной его части.

"Осенью в некоторых регионах страны уже пройдет такой экзамен. Мы посмотрим, какой это будет формат. Где-то будет сдача экзамена комиссии, где-то – как это при сдаче иностранного языка – по компьютеру, - сообщила Ольга Васильева в интервью "Независимой газете". - Потом мы проведем аналитическую работу и будем знать, как этот экзамен нам развивать дальше. Из ЕГЭ по химии, биологии и физики в этом году мы убираем тестовые задания. В итоге тестовая часть исключена из всех предметов, кроме иностранного языка. И это, как мне кажется, хорошо".

Также министр рассказала о том, что в этом году будут проведены проверочные работы в 11-м классе по всем предметам, которые не входят в ЕГЭ.

"В этом нет никакого новшества. Такие работы идут каждый год. Просто в этом году они будут для всех по единым заданиям и в одно и то же время. Мое глубокое убеждение, что проверочные работы должны быть обязательными по всем предметам... Практику, когда натаскивают по одному-двум предметам в школе, нужно прекращать. Я училась в той школе, где все предметы были одинаковы важны", - добавила министр.

Глава Минобрнауки РФ отметила, что результаты ВПР по русскому языку среди второкласников оказались неутешительными: "Мы недавно организовали проверку по русскому языку для ребят из вторых классов примерно в 30 тысячах российских школ... Очень большой процент детей просто не смогли составить предложение из представленного им набора слов. Я убеждена: такого быть в нашей школе не должно".

Еще одно новшество касается пунктов реализации Стратегии научно-технологического развития РФ, которая была утверждена относительно недавно.

Министерство много работало над стратегией, в ней сформулированы приоритеты развития науки в стране. Что для нас важно, в стратегии нет, допустим, преференций для каких-то отдельных отраслей – будь то биология, физика или другая предметная область, - пояснила министр. - Зато там есть общественный заказ на исследования, который дает возможность науке ориентироваться самой, искать новые пути, давать ответы на те ожидания общества, которые есть. Это очень важно. И эта свобода научным организациям дана фактически впервые. Там еще работать и работать над документом, но что уже есть – заслуживает особого внимания.

Также министерство планирует продолжить работу с некоммерческим сектором. "Без привлечения общественных организаций решить поставленные задачи мы никак не сможем. 23 января начинается прием заявок на рассмотрение кандидатур в Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ. Я приглашаю всех принять участие в обсуждении кандидатур", - призвала Ольга Васильева.

Состояние системы образования в 2017 году

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

Речь