Конспект занятия по развитию речи для детей с овз. Логопедическое занятие для детей с овз Логопедическое коррекционное занятие с овз

Логопедическое занятие для детей с ОВЗ

2-4 класс

Тема: «Путешествие в страну речи»

Цель: Закрепить навыки языкового анализа.

Развивать умение словообразования.

Воспитывать чувство ответственности.

Ход занятия.

1. Здравствуйте, ребята.

Что вы знаете о речи?

Какая бывает речь?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Страну речи»

Вспомним и повторим из чего состоит речь.

Скажите, на чём можно путешествовать? Слайд № 2

(на корабле, самолёте, поезде, машине, велосипеде, мотоцикле, ракете).

Как называется человек, который водит: корабль, самолёте, поезд, машину, велосипед, мотоцикл, ракету? (капитан лётчик, машинист, водитель, велосипедист, мотоциклист, космонавт)

А на чём мы с вами отправимся в путешествие, будем вместе отгадывать.

Перед вами картинки, назовите первую букву в названии каждой картинки, и мы отгадаем, на чём будем путешествовать Слайд № 3

Молодцы вы угадали, мы едем на электрички.

В чём отличие поезда и электрички?

Поезд едет на очень большие расстояния, тысячи километров, а электричка нет)

Поезд останавливается редко, а электричка-часто

Скорость поезда очень большая, электричка едет медленнее.

2. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Первая наша станция «Предложение». Слайд № 4

А почему предложение? (так как наша речь состоит из предложений)

У вас карточки, вам нужно разделить чертой слова и составить предложение

Слайд № 5

Пока мы ехали в предложении слова поссорились и теперь ничего не понятно, исправьте ошибки. Слайд № 6

3. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Следующая (вторая) наша станция «Станция слово» Слайд № 7

В вагоне очень жарко и я предлагаю вам выпить сока из разных фруктов и овощей.

Скажите. как называется сок из: апельсин, персика, лимона, банана, вишни, яблок, сливы, малины, помидор, винограда, моркови. Слайд № 8

Кругом много животных, птиц, а как они подают голос? Слайд № 9

собака- ворона-

кошка- воробей-

свинья голубь -

корова- сова-

волк- петух-

лошадь- утка-

4. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Следующая (третья) наша станция «Станция слог» Слайд № 10

Почтальон Печкин для вас передал письма и конверты. Слайд № 11

Перед вами картинки и письма со схемами, разложите их правильно.

5. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Следующая (четвёртая) наша станция «Станция звук» Слайд № 12

Перед вами карточки, зачеркните буквы и посчитайте, сколько вы их зачеркнули.

Слайд № 13 Начальник поезда попросил рассортировать вещи по вагонам, сколько в слове букв - в таком вагоне они поедут

Сыр-3, очки-4, ведро-5, чайник-6, ножницы-7 Слайд № 14

6. Вот и закончилось наше путешествие. Слайд № 15

В какую страну мы с вами отправились путешествовать?

На каких станциях останавливалась наша электричка?

Теперь вы знаете, из чего состоит наша речь? (из предложений, слов, слогов, звуков). Всем спасибо, вы молодцы!

Конспект НОД на тему: «Использование логопедических упражнений с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативной группы».

Тема: «Золотая осень!»

Цель: Расширить представление о сезонных изменениях в природе, животных.

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:

- Дать представление о том, что осенью у деревьев листики меняют цвет (желтые, красные, оранжевые) ;

У чить считать до трех; закрепить нахождение предметов в пространстве («под», «на», «над»);

  1. Развивающие задачи:

Р азвивать интерес к окружающему миру;

Развивать мелкую моторику рук;

- Расширять словарный запас у детей

Воспитательные задачи: Воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим, любовь к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, конструирование, игровая, двигательная.

Оборудование: Письмо с загадкой об осени; осенние листики, елочка, белочки, ежики; «вода»; массажный пазл-коврик; нарисованное дерево; краски, палочки на каждого ребенка; солнышки и тучи на каждого ребенка; аудиозаписью «шум осеннего леса».

Ход деятельности.

Постановка мотивации.

Ведущий: дети посмотрите у меня конверт. Как вы думаете, что в нем может быть? (Письмо)

Давайте его откроем.

Это загадка:

Солнышко не может землю согревать,

Листья пожелтели – стали опадать.

Часто дождик льётся, птицы улетают,

Урожай в саду и в поле собирают…

Отгадайте, дети, когда это бывает?

Дети: Осенью.

Ведущий: а за то, что вы отгадали загадку осень вам передала вот такие красивые листочки (раздать детям)

Коммуникация.

Скажите, а какого цвета листики осенью? (желтые, красные, оранжевые)

П равильно. Такого цвета листики бывают только осенью. Волшебница осень ходит с кистью и разукрашивает листики в разные цвета.

Еще осенью часто идут дожди, солнышко греет меньше не так как летом, дуют сильные ветры. Они поднимают листики с земли кружат ими в воздухе и снова опускает на землю.

Дыхательная гимнастика

Ребята, давайте превратимся в ветерок и подуем на листочки. Носиком вдохнули, ротиком выдохнули на листики.

Молодцы. А кто хочет встретиться с осенью?

Давайте ее позовем, но только громко, чтобы она услышала (дети зовут осень)

Осень: Здравствуйте, мои друзья!

Знайте, Осень – это я.

Сколько вижу я детей,

Сколько вижу я гостей!

Всё кругом я нарядила,

Тёмный лес позолотила.

И вас всех, мои друзья,

Приглашаю в гости я!

Но путь ко мне далёк, и, чтобы не

Устали ваши ножки, давайте поедем

На поезде!

(Дети строятся "паровозиком" за Осенью. Доезжают до елочки.)

Осень: Вот мы и попали в лес,

Здесь в лесу полно чудес!

(Под елочкой сидят ежики).

Ведущий : Дети посмотрите! Под елочкой сидят ежики. Но у них беда случилась. Пока они к нам бежали, все иголки растеряли. Давайте поможем ежику прицепить иголочки из прищепок.

Мелкая моторика.

(работа с прищепками).

Ведущий: д ети посмотрите, а кто это сидит на елочке? (белочки)

Белочки. Какие хорошие детки к нам в лес пожаловали. Помогли ежикам, а нам поможете собирать орешки? (Да) каждой белочке по три орешка.

Белочки. Вот спасибо вам ребятки. Приходите к нам в лес еще. Мы будем рады вас видеть.

Ведущий. Обязательно прейдем. Правда, ребята? (Дети соглашаются)

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, а что еще белочка любит кушать? Грибы.

Давайте поиграем с нашими пальчиками, пусть они отдохнут.

На крылечке у избы

Сушит белочка грибы:

(Ладони соединяем шалашиком. Все пальцы прижать к ладони и разгибать по очереди в ходе игры).

Раз- опенок,

Два - масленок.

Три - волнушка,

А четыре - гриб свинушка,

Пять – румяный боровик.

На зиму запас велик!

(Пошевелить всеми пальцами).

Осень. Ну что отправимся дальше? Садитесь в поезд и мы поедем (паровозик)

(Дети доезжают до «воды». На полу разложены «лужи»)

Ведущий. Ой! Сколько воды, а где же мост?

Осень. Шел часто дождь. Вот мост и затопило. Чтобы нам проехать дальше надо построить новый мост.

Ведущий. Я знаю из чего мы его построим. Вот лежат детали из них мы соберем новый мост (Из массажного пазл-коврика дети собирают мост)

Вот мы и собрали мост и можем перейти на другую сторону, но одно условие: переходить нужно без обуви (дети снимают обувь и переходят)

Психогимнастика.

Осень. Потрудились мы на славу. Давайте немного отдохнем и послушаем звуки осеннего леса (звучит запись) .

Кто из вас был в лесу?

Какого цвете листочки у деревьев осенью? (желтые, красные, оранжевые)

Слышали как дует ветер и раскачивает деревья?

Давайте представим, что мы с вами то же деревья и он раскачивает наши веточки, листочки.

Физминутка

Поднимаем наши ручки-веточки вверх (поднимают руки вверх)

Покачаем ими тихонько (наклоняют руки вправо-влево)

Налетел ветер и они стали раскачиваться сильнее

А теперь еще сильнее и качается все дерево (наклоны туловища вправо-влево)

Ветер стихает и листочки дрожат от страха (машут пальчиками)

Ветер улетел.

Осень. Ну что отдохнули? А теперь в путь.

Ведущий. Осень! В твоем лесу не все деревья оделись по-осеннему (На листе нарисовано дерево с зелеными листиками)

Осень. Как же это вышло? Где моя волшебная кисть? (осень достает волшебную кисть и пытается ею нарисовать листья, но ничего не выходит)

У моей волшебной кисти закончились краски. Может вы мне поможете? У вас ведь есть краски?

Ведущий. Конечно у нас есть и краски и кисти. Мы с удовольствием тебе поможем. Правда дети? (Да)

(Коллективное рисование листиков методом тычек)

Осень. Вот теперь порядок в осеннем лесу. Это дерево я вам оставляю в подарок.

Спасибо вам ребятки. Наше с вами путешествие подошло к концу. Мне пора идти дальше, а с вами мы встретимся в следующем году. А на прощание я хочу вас угостить своими дарами (осень раздает угощения)

До свидания дети!

Рефлексия .

Дети вам понравилось путешествовать с осенью? (Да)

Ч то вам большего всего понравилось?

А хотелось бы вам снова встретиться с осенью? (Да)

Если вам все понравилось, то возьмите солнышко и прикрепите его над нашим деревом, а если не все понравилось – тучки.


«Путешествие Капельки»

Тема : «Путешествие Капельки!»

Цель : систематизировать знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости ее сбережения; познакомить с одним из природных явлений на Земле – круговорот воды в природе; совершенствовать навыки фразовой речи.

Задачи:

  1. Активизировать, уточнить и пополнить словарный запас по темам «Вода», «Родственные слова», помочь детям осознать абстрактные явления природы, связанные с водой.
  2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку в схеме тела и на листе бумаги, эмоциональную оценку.
  3. Закреплять навыки словообразования, падежного управления (Д.п., П.п.), составления предложений с заданным словом.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным ресурсам, желание преодолевать трудности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием.

Оборудование : презентация, мультимедиа, звуковые файлы (неречевые звуки, песни «По камушкам», «Облака»), фильм «Сказ о воде и правде», эмблемы для детей, учителя — логопеда и родителей, белые листы картона (карта путешествий), трафарет — наклейки на каждого ребенка (туча, ручей, озеро, капли, облако, солнце), предметные картинки по лексическим темам для обобщения, мяч.

Ход занятия.

Слайд 1.

1.Организационный момент.

Дети заходят в зал (под мелодию «Облака, белогривые лошадки»). Становятся в ряд.

Ребята, поздоровайтесь с гостями

Собираю детвору

Поиграть в одну игру

Игра «О левой и правой руке»

У меня есть две руки: и правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – и правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

Увидев маму, помахать – и правая, и левая!

Воздушный поцелуй послать – и правая, и левая!

И могут так меня обнять – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)

Дети садятся за столы (рядом с родителями)

2. Сообщение темы.

Послушайте загадки:

Слайд 2.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Слайд 3.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

О чем эти загадки? (О воде)

  • Игра на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки воды».

Ребята, нас окружает очень много звуков. И у воды тоже есть свои звуки. Давайте послушаем звуки воды (дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают)

Звучит мелодия журчания ручейка .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 4. Ручей журчит

Звучит мелодия шума дождя .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 5. Дождь идет

Звучит мелодия шума моря

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 6. Море шумит

Звучит мелодия шума капли .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 7. Капля капает

Слайд 8.

Кто у нас сегодня на занятии? (Капелька воды)

Слайд 9.

Капелька познакомит вас с одним из удивительных явлений на нашей планете – круговорот воды в природе. Вместе с капелькой мы отправляемся в путешествие.

Хотите на время стать маленькими капельками и поиграть? (Дети получают эмблемы «Я – капелька____________ (имя)» (родители помогают прикрепить эмблемы).

Вместе мы составим карты нашего путешествия, где будем отмечать, как путешествуют капельки воды. Сейчас карты пустые, но по ходу путешествия мы будем их заполнять.

В начале занятия мы делали движения и правой рукой, и левой рукой.

Покажите, где на карте правый угол, левый угол, правый нижний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, левый верхний угол, середина (центр)

3. Основной этап.

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

На столе лежат картинки (птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, люди, цветы). Дети выбираю картинки и называют их обобщающими словами, затем объясняют, почему нужна вода (Ответы дают полным предложением).

Слайд 10.

Сорока, синица, воробей (птицы) Птицы пьют воду

Слайд 11.

Береза, елка, дуб (деревья) Деревьям нужна вода

Слайд 12.

Щука, карась, лещ (рыбы) Рыбы живут в воде

Слайд 13.

Кузнечик, бабочка, жук (насекомые) Насекомые пьют воду

Слайд 14.

Слон, зебра, жираф (животные) Животные пришли пить воду

Слайд 15.

Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода

Слайд 16.

Тюльпан, ландыш, роза (цветы) Цветы засохнут без воды

Слайд 17.

Камни, компьютер, телефон Им не нужна вода. Это неживые предметы.

Слайд 18.

Конечно же, вода необходима всему живому: птицам, растениям, насекомым, животным, рыбам, человеку. Без воды все живое на земле погибнет. Без воды не было бы жизни на нашей планете Земля. Вода – это основа жизни.

Слайд 19.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Где есть капельки воды?

В луже, в море, в океане

И даже в водопроводном кране!

  • Артикуляционная гимнастика.

Откуда появилась наша капелька вы сейчас узнаете, если сделаем разминку для язычка.

Слайд 20.

  1. Капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше (Упражнение «Толстячок».
  2. Из тучки выливается дождь (Упражнение «Худышка»).
  3. Капельки капают из тучки на землю (Упражнение «Качели»).
  4. Капельки сливаются в тоненькие ручейки, затем образуется широкая река, а из реки капельки попадают в море (Упражнение «Иголочка» — «Лопатка»).
  5. Из моря капельки попадают в глубокий океан (Упражнение «Чашечка»).
  6. В океане появились высокие волны (Упражнение «Грибок»).
  7. Капельки катаются по высоким волнам (Упражнение «Горка»).
  8. Над океаном выглянуло яркое солнце (Упражнение «Вкусное варенье»).
  9. Капельки стали легкими и ветерок их поддувает вверх (Упражнение «Фокус»).

Слайд 21.

Итак, откуда появилась наша капелька? (из тучки)

  • Подбор слов – действий.

Слайд 22.

Что можно делать с водой или при помощи воды? Отвечать нужно, одним словом. За каждый ответ вы будете получать капельку.

Примерные ответы детей: пить, поливать, купаться, мыться, тушить, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, промокнуть, сделать фонтан….

Слайд 23.

Откуда падают капельки на землю? (из тучки).

Клеим тучку с капельками на карту в правый верхний угол.

  • Подвижная игра «Прыг – скок».

Дети с родителями становятся в одну линию. При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Ведущий вместо слова «вода» может произносить другие слова, например: море, река, океан, пруд…; вместо слова «суша» — берег, земля, остров… Игра проводится в быстром темпе.

Звучит ритмическая мелодия «Прыг-скок»

Все старались, Молодцы! (получают по капельке).

Слайд 24.

  • Просмотр фильма «Сказ о Воде и правде».

Внимание на экран.

Ребята, это был Вреднюка. Он очень плохой. Что он любит? (грязь, мусор). Что может случиться с водой? (станет грязной, вода погибнет или исчезнет).

Вреднюка забрал всю воду. Что теперь будет? Ответы детей: засохнут растения, погибнут животные, люди не смогут мыться и будут ходить грязными, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озера, моря, океаны.

Слайд 25.

Не беда, капельки! Если нас будет много, то, что получится? (Ручеек)

Физминутка «Ручеек» (под музыку «По камушкам», Л. Сенчина).

Ребята, найдите правый нижний угол на карте и приклейте туда ручеек.

Вспомните, какой был Вреднюка? (злой, черный)

А вы знаете, почему он черный? Что он любит? (грязь, мусор). Как нам победить его? (убирать грязь, мусор; беречь воду: не тратить ее попусту; не вырубать леса; быть добрыми к природе).

Слайд 26.

Найдите левый нижний угол на карте и приклейте туда озеро.

  • Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

Вреднюка не любит добрые и ласковые слова, назовем их и победим его (Вода-водичка, струя – струйка, водопад – водопадик, капля – капелька, дождь – дождик). Логопед передает мяч каждому ребенку.

Слайд 27.

От наших ласковых слов выглянуло солнышко.

Какое оно? (теплое, яркое, желтое, ласковое…).

Слайд 28.

Приклейте солнышко вверху посередине на карте.

Вреднюка не выдержал такой доброты, чистоты и теплого солнца, поэтому исчез. Теплые солнечные лучи подхватили капельки с озера и они устремились прямо вверх на небо.

Слайд 29.

Приклейте капельки на карту (дети приклеивают капли).

Слайд 30.

Поможем капельке найти облачко. Из капелек получилось облачко. Найдите левый верхний угол на карте и приклейте облачко. Из чистого озера вверх поднимаются капельки к облачку.

Слайд 31.

Вам хочется, чтобы капелька вернулась? (да)

Что крикнем ей вслед: «Возвращайся, Капелька!»

4. Заключительный этап

Слайд 32.

Капелька оставила вам подарки и карту своего путешествия. Это Круговорот Воды в природе. Капельки всегда возвращаются обратно!

Слайд 33.

Звучит песня «По камушкам», Л. Сенчина.

Наше путешествие подошло к концу (раздача книжек-малышек и воздушных шаров-капелек).

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;
  • расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развиваюцие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:
  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)


Данный конспект логопедического занятия будет полезным учителям-логопедам, учителям начального обучения, дефектологам и студентам. Данное занятие направлено на развитие артикуляции, формирование фонематического восприятия и слуха, коррекцию письма и чтения. В занятии представлены направления коррекционной работы в виде систематизации и уточнения имеющихся учебных знаний, умений и навыков.

Форма занятия: групповое.
Возраст учащихся: 3 специальный (коррекционный) класс для детей с ОВЗ.

Тема: Дифференциация звуков Ц - Т в словах.

Предварительная работа:
· Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и Т.
· Развитие речеслуховой памяти.
· Развитие произносительной дифференциации звуков Ц и Т в слогах.

Оборудование: предметные картинки, «светофорчики», карточки-домики, доска, мел, тетради, ручки, карточки с буквами, изображения: Царства, улиц, площадей, бульвара и проспекта.

Программное содержание

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки Ц и Т в словах.
Задачи:
1.Уточнить сравнительную характеристику звуков [ц] и [т].
2.Упражнять детей в подборе слов на заданные звуки.
3.Развивать фонематический слух, внимание, память и мелкую моторику.
4.Развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].
5.Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

:
1.Организационный момент.
2.Установка на занятие.
3.Повторение изученного:
а) Игра «Эхо»
б) Характеристика звуков [ц] и [т]
4.Работа по теме:
Тренировочные упражнения:
а) Игра «Светофорчик»
б) Улица «Затерянных звуков»
5.Пальчиковая гимнастика.
6.Закрепление нового материала:
Упражнения:
а) Бульвар «Смекалистых»
б) Проспект «Угадай-ка»
в) Улица «Собирай-ка»
7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.
Например, какой первый звук услышишь в слове слон? Назовите еще слова со звуком [с]. Аналогично со звуком [в].

Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Рыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.
Спит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осел.

Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его прочтем с ударением.
- Это Царство!
- Как по вашему, а что такое Царство? (ответы детей). Вспомните царства из сказок (подводное, царство царя Берендея и т.д.)
- Мы сегодня попадем в волшебное Царство.

2. Установка на занятие.
- А сейчас, приглашаем вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!

3. Повторение изученного.
- Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.
- Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.
- Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!
а) Игра «Эхо»
- Повторите слоги скажите, какие два согласных звука в них повторяются. А кто правильно повторит, тот садиться.
Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, аца-ата-аца, ото-оцо-ото, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.
- Какие согласные звуки повторялись. Правильно, это звуки [ц] - [т].
- Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».
б) Характеристика звуков [ц] - [т]
- Дайте пожалуйста характеристику звуков.
Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый.
Звук [т] – согласный, глухой, твердый.

4. Работа по теме.

А) - Знаете ребята, у нас на пути новое препятствие. К Царству можно подойти пройдя через дорогу. А чтобы перейти дорогу, нужен светофор. Светофор у нас волшебный. Он будет синего цвета.
- Как вы думаете, почему? (потому, что твердые согласные обозначаются синим цветом).
- А так как звук [ц] тоже глухой, чтобы его отличить от звука [т] на светофоре будет – кружок?
- Какому звуку соответствует светофорчик без кружка? (звуку [т]) А какому – с кружком? (звуку [ц])

Игра «Светофорчик»
Логопед называет слова со звуками [ц] - [т], а дети поднимают соответствующий «светофорчик».
Слова: цапля, моток, толкушка, солнце, курица, палец, туфли, кот, топор, цыпленок, молоток, колодец, мыльница, комната.
- Хорошо работали ребята! Не допустили не одной ошибки.

Б) - И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади, проспекты и бульвары.

Первая улица, на которую мы попали это:
Улица «Затерянных звуков»
- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.
Логопед раздает детям карточки с заданием.
- Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.
Слова:си…е…, пугови…а, …ве…ок, пя…ни…ца, …ыква, …арапина, лукови…а, огуре…, ледене…, …ве…ник, …арелка, коль…о, грани…а, …ан…ор, кана…, мо…о…икл.
- Будем читать слова по цепочке, по одному слову и назовите какую букву вы вставили.

5.Пальчиковая гимнастика.
- Мы заходим на:
Площадь «Веселинка»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

6.Закрепление нового материала.

А) - Дальше мы попадаем на
Бульвар «Смекалистых»
- Здесь нужно открыть тетради, записать число.
- Распределите и напишите слова в три столбика (слова написаны на доске). В первый столбик нужно записать слова, в которых встречается буква Ц. Во второй столбик – слова с буквой Т. А в третий – слова с буквами Ц-Т.
- Будьте внимательны.
- Давайте проверим правильно ли вы записали слова (читают дети).

Б) – А сейчас мы находимся на
Проспекте «Угадай-ка»
- Сейчас я буду читать загадки, а вы должны будете их отгадать (отгадки содержать буквы Ц – Т).
Загадки:
Желтые комочки, легкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? … (цыплята)
По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка)
Овощ с острым жгучим вкусом. (перец)
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (лист)
Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети – на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (капуста).

В) И вот мы пришли на:
Улицу «Собирай-ка»
- Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.
У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.
Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.
Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.

7. Подведение итогов.
- Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т]. Кто запомнил три слова, а кто больше, кто запомнил пять слов? (ответы детей)
- Сегодня на занятии вы были внимательными и без ошибок различали звуки [ц]-[т].
- Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! Вы хорошо поработали!

Обучение