Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры. Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК Общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры

НОУ «Православная гимназия имени протоиерея

(Аксо) Алексия Колиева».

Доклад

«Методика преподавания ОПК в начальной школе»

Докладчик: учитель ОПК

Торчинова Л.Г.

Структура доклада:

1.Введение.

3. Из опыта преподавания ОПК в ЧОУ «Православная гимназия имени протоиерея (Аксо) Алексия Колиева».

4.Заключение.

1 . Введение.

По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 г. было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 г.

В своем выступлении на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по этому поводу сказал: «Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность».

Приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как необъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанным Российской Федерацией нормами и положениями международного права.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России», частью которой является ОПК.

Актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной социально – педагогической потребностью в изучении истории традиционной для России православной культуры, на протяжении веков формировавшей ее мышление, язык и культуру.

Указанный курс призван, наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, выполнить историко – культурологические и духовно – нравственные пробелы современного образования, объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого. Как мы стали. Почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной.

«Основы православной культуры».

Содержание предметной области «Основы православной культуры» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).

А. Историко – культурное содержание Библии.

Б. Основы православной этической культуры («Благочестивая семья»).

В. Православие в истории искусств, литературы и письменности.

Г. Региональный компонент.

А. Историко – культурное содержание Библии.

Библия – священная книга христианства. Основные смысловые линии Ветхого и Нового Завета. Бог – Творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека. Человек и окружающий мир(люди, животный мир, мир видимый и невидимый). Первые люди: Адам и Ева. Грех. Первые объединения людей: род, семья. Правила жизни, данные Богом людям – Десять заповедей. Рождество Пресвятой Богородицы. Земная жизнь Иисуса Христа. Евангельские притчи. Заповеди блаженства. Воскресение Христово. Сошествие Святого Духа. Праздник Святой Троицы. Апостолы Христовы.

Б. Основы православной этической культуры («Благочестивая семья»).

Правила доброго поведения человека. Добро и зло в наших поступках. Взаимоотношения человека и Бога. Православная семья. Дети и родители. Обязанности по отношению к родителям, старшим и младшим братьям и сестрам. Христианский образ жизни. Отношения между сверстниками. Правила поведения в храме. Молитва. Православные праздники.

В. Православие в истории искусств, литературы и письменности.

Храм. Его духовное и культурное значение. Богослужение. Религиозная живопись. Иконография праздника Пасхи. Церковно – славянский язык. Роль Православия в становлении и развитии древнерусской литературы. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян. Жития святых. Памятники древнерусской книжности.

Г. Региональный компонент.

Христианство в Осетии. Храмы. Христианские святыни. Святые Осетии. Паломнические поездки по республике. Написание проектных работ, докладов о святынях Осетии. Встречи и беседы со священниками. Организация и проведение различных культурных мероприятий. Участие в литургической жизни.

3. Из опыта преподавания ОПК

в православной гимназии имени протоиерея

Аксо (Алексия) Колиева.

Тема моего доклада - «Методика преподавания ОПК в начальной школе». Мне хотелось бы, осветить его, используя тот опыт, который приобретен мной в процессе преподавания этого предмета в православной гимназии. Но прежде чем я непосредственно перейду к методике, небольшая

историческая справка.

Важно отметить, что само просвещение на Северном Кавказе было обусловлено влиянием православия на все сферы жизни народа.

Процесс школьного образования на Северном Кавказе и Осетии стал возможным лишь после присоединения их к России. Но это влияние на горцев началось давно и шло разными путями. Первыми распространителями элементарной грамотности среди них были русские священники, бежавшие из плена крымских татар к народам Северного Кавказа еще в XVII – XVIII веках. Они становились учителями горских знати в горской знати в русских крепостях - гарнизонах.

В начале XVIII века такую работу проводили здесь и переводчики при военных гарнизонах на Северном Кавказе.

Таким образом, если 20 - 30-е годы XVIII века были временем зарождения очагов просвещения, началом, будем говорить, первого этапа развития просвещения горцев Северного Кавказа, когда правительство создавало здесь аманатские группы и школы военных воспитанников, а также гарнизонные школы. Следующим этапом следует считать просветительско – миссионерскую деятельность осетинской духовной комиссии, учрежденной правительством в 1744 году и преобразованной в 1860 году в Общество восстановления православного христианства на Кавказе, активными членами которых были просветители первого поколения, так называемые «пионеры горского просветительства» И. Ялгузидзе, А. Колиев, Ш. Двалишвили и другие.

Что касается фигуры Аксо Колиева, чье имя носит наша гимназия, то можно сказать, что, будучи церковнослужителем А. Колиев стал зачинателем женского образования в Осетии. Своей разносторонней и плодотворной деятельностью он способствовал получению горянками начального, а затем и повышенного образования в учебных заведениях Кавказа и России. Обидным остается тот факт, что долгое время научно – просветительская и педагогическая деятельность А. Колиева незаслуженно находилась в забвении. Она фактически до сих пор никем не изучена.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было зарождение в ряде кавказских регионов очагов просвещения. Так, в 1764 году, правительством России по инициативе Осетинской духовной комиссии в Моздоке была открыта первая на Северном Кавказе духовная школа для горских детей; в 1836 году во Владикавказе начало функционировать духовное училище. Само по себе открытие этих школ явилось знаменательным событием для Северной Осетии.

Это был небольшой экскурс в историю просвещения Осетии.

А теперь непосредственно о нашем учебном заведении.

1) Негосударственное образовательное учреждение «Православная гимназия имени Аксо (Алексия) Колиева» создано в результате преобразования негосударственного образовательного учреждения начальной образовательной школы «Покров», которая была открыта по благословению архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в 2006 году.

С первых дней существования школы, предмет «Основы православной культуры» является обязательным. Преподается по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» культурологического религиозно – познавательного школьного образования, предназначенной для светских государственных и муниципальных школ, лицеев, гимназий, а так же в конфессионально – ориентированных (православных) гимназиях, воскресных школах.

Скрупулезно разработанный материал, содержащийся в учебно – методических пособиях по названной программе, позволяет успешно справляться с обучением младших школьников. В начальной школе – в виде отдельного учебного курса « Основы православной культуры», с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-4 классах в образовательной области «Человек и окружающий мир», с учетом регионального компонента образования.

Первый год обучения представляет курс «Мы и наша культура» для 1 класса. Задачи курса:

1) дать первоклассникам общее представление о культуре, особенностях культуры России, о православии;

2) сформировать первоначальные понятия о православной вере, о народе;

3) формировать представление о культурном единстве России и российского народа и важности сохранения культурно – национального единства;

4) формировать представление о культуре, как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ;

5) формировать мотивацию к учению вообще и к получению знаний в области культуры и истории.

6) формировать ценностные установки на нравственное, красивое, традиционное в отечественной культуре.

Следует отметить, что работа с первым классом очень сложна. Информация должна быть небольшой, т.к. дети в этом возрасте еще не умеют сосредоточиваться более чем на 5 минут. Поэтому целесообразность сочетать рассказ с разукрашиванием раскрасок подобранных к изучаемой теме (к сожалению, к программе А.В. Бородиной для 1 класса они не прилагаются), поэтому их можно найти у других авторов, просмотром мультипликационных фильмов (сейчас их можно найти на православных сайтах).

Помимо учебного комплекта А.В. Бородиной в своей работе с первоклассниками я использую учебно – методический комплект «Основы православной культуры и этики» 1-й год обучения под редакцией Л.Н. Малютенко. Комплект под редакцией О.К. Харитонова, материалы для школьных уроков «Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности» под редакцией священника Сергия Коротких. И др.

Второй год работы представлен в виде курса «Мир вокруг и внутри нас». Нужно отметить, что что методический комплект А.В. Бородиной для 2 класса является самым красочным и интересным для детей. К этому комплекту прилагается рабочая тетрадь с различными заданиями, раскрасками и крестословицами (кроссвордами). Учащиеся с большим интересом и желанием занимаются по ним.

Конечно же, преподавание ОПК в конфессионально ориентированной школе (гимназии) отличается от преподавания в обычной школе тем, что у нас ОПК является органической частью воспитательной системы данного образовательного учреждения.

Освоение православного компонента в урочной деятельности происходит тремя путями:

    через интеграцию основ православной культуры в содержание общеобразовательных предметов дополнительного образования.

    Через введение в учебный план гимназии специальных предметов православного духовно – нравственного содержания, регионального и гимназического компонента.

    Через предметы дополнительного образования, преподаваемые во второй половине дня. В качестве предметов дополнительного образования, имеющих духовно – нравственное содержание, в гимназии преподаются следующие дисциплины: хоровое церковное пение, хореография, дизайн, «Жития святых», шашки, фехтование, актерское мастерство.

2) Участие в литургической и молитвенной жизни Церкви.

Каждый учебный год начинается молебном на начало учебного года.

В жизни гимназии предусмотрены совместные посещения богослужений, совершаемых в кафедральном соборе во имя св. великомученика Георгия Победоносца, на территории которого расположена Гимназия.

Гимназисты совместно посещают богослужения на Двунадесятые и Великие праздники. Во время участия в Божественной литургии учащиеся исповедуются у священников собора и причащаются святых Христовых Тайн.

Каждый учебный день в Гимназии начинается молитвой перед учением. Трапеза в Гимназии так же начинается и оканчивается молитвой.

Каждый понедельник проводится молебен на начало учебного года.

3) Проектная деятельность учащихся.

В гимназии действует проектно – исследовательское общество «Кладезь»

(руководитель - Калоева З.Э.) Участие в ученических проектах дает возможность каждому гимназисту раскрыть творческий потенциал, приобрести навыки самоорганизации и исследовательской деятельности, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно – исследовательских работ.

4) Общегимназические праздники.

В Гимназии сложились такие формы празднования значимых событий и дат, как праздничный концерт, спектакль, литературно – музыкальные композиции с элементами театрализации, «народные гуляния».

Важным этапом в воспитательной работе является не только само проведение мероприятия, но и подготовка, в которой принимают участие педагоги, учащиеся и их родители.

В гимназии вошло в традицию широко отмечать праздники:

    Светлое Христово Воскресение.

    Рождество Христово.

    праздник Покрова Божией Матери.

    Посвящение в гимназисты.

    Масленица.

    День Победы.

    День Защитника Отечества.

    День славянской культуры и письменности и т.д.

5) Классные мероприятия.

Классные мероприятия имеют множество разновидностей. Наиболее традиционными являются «Уроки Добра». Они могут иметь разную информационно - содержательную наполняемость и форму проведения: беседы на заданную тему согласно плану воспитательной работы, чтение и обсуждение литературы духовно – нравственного содержания, видеолекции или видеополомничества, решение организационных вопросов и т.д.

6) Внеурочная деятельность игрового и спортивно – оздоровительного характера.

Игра является эффективной и легкоусвояемой формой воспитательной работы. Увлекательность и соответствие психологическим потребностям детского возраста способствуют ее самому широкому применению как в качестве элементов масштабных общегимназических мероприятий: «Рождественская елка», «Масленичные гуляния», так и в качестве самостоятельного игрового мероприятия: интеллектуальные игры – турниры; состязательные игры.

Оздоровительная работа в Гимназии осуществляется на уроках физического воспитания, спортивных секциях, на уроках проводятся физминутки, в 1-х классах организованы динамические паузы. Учебные кабинеты на переменах проветриваются, ежедневно проводятся кварцевание, влажная уборка.

В гимназии регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья учащихся: Дни Здоровья, праздники спорта, «Веселые старты» и т.д.

7) Паломнические поездки и экскурсии.

Малые паломничества по храмам и монастырям Осетии вызывают живой интерес у учащихся Гимназии. Они призваны расширить представления гимназистов о православии на Осетинской земле, и имеют высокий воспитательный потенциал.

В перспективе планируется развивать паломническую деятельность, совершать дальние паломничества по святым местам России.

Кроме того, в гимназии устраиваются экскурсии общекультурного плана, например, по музеям и выставочным залам республики, историко – культурным местам, просветительские поездки по местам боевой славы Осетии.

8) Участие в конкурсах.

Учащиеся Гимназии принимают участие в общероссийских, республиканских и гимназических конкурсах, олимпиадах по различным предметам.

Особое значение имеет участие конкурсных мероприятиях, имеющих в своей основе духовно – нравственное содержание, например: Всероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры.

9) Встречи с интересными людьми.

Важная форма учебно – воспитательной работы, которая характеризуется привлечением в стены Гимназии учебно – воспитательного ресурса извне. Это могут быть люди интересных профессий и занятий (например, члены поисковых групп) священнослужители, представители творческой интеллигенции, ветераны, ученые, сотрудники МЧС и МВД, медицинские работники, просто увлеченные люди. Их посещения часто предваряются просмотром и обсуждением тематических фильмов.

10) Трудовая деятельность.

Воспитание у гимназистов трудовых навыков, умения обслуживать себя и заботиться о ближних. В Гимназии существуют следующие формы трудового воспитания: уроки технологии, поддержание в чистоте классных комнат, дежурство по гимназии и трапезной, проведение субботников, трудовые десанты за чистоту Гимназии.

Кроме того, учащиеся Гимназии изготовляют своими руками подарки гостям Гимназии, родителям и членам семьи к различным праздникам и ярмаркам.

В Гимназии имеется ауди- и видеотека, являющиеся значительным подспорьем для преподавания многих гуманитарных дисциплин. Устраиваются внеурочные тематические видеопоказы с последующим обсуждением.

12) Общешкольные линейки.

Общешкольные линейки имеют важный организационно – воспитательный потенциал. Линейки проводятся в Гимназии еженедельно. На них оглашаются важнейшие события прошедшей и предстоящей недели.

Традиционной стала форма торжественных линеек, посвященных праздничным и памятным датам, началу о окончанию учебного года.

13) Благотворительная деятельность.

Посещение с концертными программами детских домов, госпиталя, детского реабилитационного центра. Вручение подарков, сделанных своими руками.

Сбор благотворительной помощи, в том числе игрушек и детской одежды для малоимущих.

Заключение

В курсе ОПК крайне важна воспитательная составляющая на основе тех знаний, которые ребенок получает в школе, и воспитать человека невозможно, если лишить его свободы. Условие нормального воспитания – свобода и ответственность. «Свобода без ответственности – это распущенность, а ответственность без свободы – рабство. Поэтому мы должны научить ребенка делать свободный выбор, помня о собственной ответственности».

Епископ Зарайский Меркурий.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры

Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции, поэтому преподавание ОПК тесно связано с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету.

Общие принципы дидактики: научности, системности, культуросообразности, природосообразности, последовательности изложения, -не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в христианском богословии. Нарушением принципа научности будет искажение материала, желание упростить восприятие школьников, например, использование икон современных авторов, на которых русские святые могут быть изображены на фоне зимнего пейзажа. Согласно сложившейся иконографической традиции независимо от того, когда происходили события, на всех иконах всегда лето и светлое время суток.

Принцип системности означает соответствие преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала можно привести учебное пособие протодиакона Андрея Кураева, где материал для четвероклассников изложен в системе от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Далее следуют темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообразности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции.

Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка, возрастных особенностей, особенностей интеллектуального развития. Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков -- ситуации морального выбора, а для старших подростков -- образы дружбы и любви.

Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650--1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

Особенные принципы преподавания православной культуры

Особенными дидактическими принципами преподавания основ православной культуры назовем являются принципы христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплощения, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос -- это Бог и человек одновременно.

Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

Слайд 2

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

1.Православная культура в системе общеобразовательной школы.

Слайд 3

Деятельность РПЦ в 20 веке

Максимум возможностей (1900–1917 гг.) Период ограничений (1917 – 1988 гг.) Период активности (1988 – 2000 гг.)

Слайд 4

История развития практики знакомства с культурой Православия

1988 г. Новый взгляд на роль РПЦ в истории и культуре России 1992 г. Первые педагогические чтения 2002 г. Примерное содержание образования по предмету ПК 2003 г. Первый УМК 2007 г. Разработана концепция новой образовательной области - духовно-нравственная культура.

Слайд 5

1) Православная христианская картина мира 2) История православной религии и культуры 3) Православная культура и религии мира 4) Письменная культура Православия (православная словесность) 5) Православный образ жизни 6) Нравственная культура Православия 7) Художественная культура Православия 8) Православие – традиционная религия русского народа 9) Региональный (национально-региональный) компонент образования (дополнение к пунктам 4, 5, 7, 8 – учитывает региональные особенности).

Слайд 6

Следствия возникновения христианства:

Возникновение христианской картины мира, - возникновение Церкви – общности верующих в Иисуса Христа и живущих по его заповедям, - возникновение христианской культуры.

Слайд 7

Раскрыть темы:

(1)Православная христианская картина мира отражает цели создания мироздания и человека,его предназначение в мире. (6)Нравственная культура православия возвышает человека до идеала жертвенной любви. (5)Православный образ жизни предлагает путь совершенства человека,цель которого –святость.

Слайд 8

Главный принцип программы и каждого урока:

Христоцентричность- человечество к приходу Иисуса Христа имело развитую культуру. Христос преобразил все чем жил и живет человек. Концентричность Универсальность – знакомство с иными религиями, религиозно-философскими системами, наиболее значимыми достижениями религии, культуры, науки и образования с точки зрения Православной церкви. Ориентация на усвоение не объема знаний, а на духовно-нравственное воспитание. Учет возрастных особенностей детей. Учет состояния сознания современного школьника. Учитывать степень вовлеченности в современную культуру. Учет содержания школьных программ, существующих в настоящее время.

Слайд 9

Разнообразие в подходах,три образовательные стратегии

1. Законоучительный подход 2.Культуролологический подход 3. Личностно-ориентированный подход

Слайд 10

Законоучительный подход

Противопоставление веры и знания- не сбалансированная дидактическая система

Слайд 11

Культурологический подход

1.Поворот к отечественным ценностям и достижениям отечественной культуры 2.Традиционная религиозная культура как существенная часть культуры российского общества в прошлом и в современности 3. Человек рассматривается как высшая духовная ценность

Слайд 12

Д.С.Лихачев

Между тем культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Слайд 13

Личностный подход

Концепция новой образовательной области в учебном плане общеобразовательной школы - «Духовно-нравственная культура». Освоение богословских знаний тесно связано со сферой нравственно-мотивационной, определяющей характер культурной и социальной активности человека

Слайд 14

ПРАКТИКА

Слайд 15

. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Слайд 17

    КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.согласно теории личностно-ориентированного образования культурологического типа академика Е.В.Бондаревской

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические подходы к изучению методики преподавания основ православной культуры в начальных классах 5
    1.1 Основы православной культуры как общеобразовательный предмет 5
    1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 9
    Глава 2. Особенности методики преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 16
    2.1 Анализ УМК по предмету «Основы православной культуры» 16
    2.2 Методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 19
    Заключение 28
    Список использованной литературы 30

    Введение

    Актуальность исследования курсовой работы определяется тем, что в настоящее время высшие и средние образовательные учреждения переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. Особенно остро встает вопрос нравственного воспитания российских школьников. Воспитание национальной идентичности школьников, формирование у них нравственных ориентиров жизненного выбора невозможно без знания культуры своей страны. Решение данных задач многие исследователи связывают с обращением школьного образования к историческим истокам российского образования – православной культуре.
    Изучение православной культуры в светской школе связано со стремлением помочь ребенку понять общенациональные идеалы и уважать культурные традиции разных конфессиональных и этнических групп. Осваивая ценности своей этнической культуры, учащиеся приобщаются ко всей российской культуре.
    Дети младшего школьного возраста имеют свои психолого-педагогические особенности, без учета которых невозможно обучение их основам православной культуры. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.
    Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
    Изучением особенностей преподавания предмета «Основы православной культуры» в школе занимались такие исследователи, как Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, М.С. Уваров, о. Павел Флоренский и мн.др. Однако до настоящего времени отсутствуют конкретные методики преподавания основ православной культуры в начальных классах, что связано с неопределенностью статуса данного общеобразовательного предмета в системе российского образования.
    Объект исследования курсовой работы– православная культура в содержании начального школьного образования.
    Предмет исследования курсовой работы – методика преподавания основ православной культуры в начальных классах.
    Цель исследования – разработка методических принципов преподавания основ православной культуры в начальных классах.
    Данная цель предполагает решение следующих задач:
    1. рассмотреть «Основы православной культуры» как общеобразовательный предмет;
    2. выделить психолого-педагогические особенности младших школь-ников;
    3. проанализировать УМК по предмету «Основы православной культуры»;
    4. разработать методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе.
    Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    Список литературы

    Нормативно-правовые акты:
    1. Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Элек-тронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/.
    2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.

    Электронные ресурсы:
    3. Всем епархиальным преосвященным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий [Электронный ресурс] // http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm.
    4. Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года [Электронный ресурс] // www.minregion.ru.
    5. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru:12550/db/text/358393.html.
    6. Озмитель Е.Е. Православная культура и научные подходы к ее изучению [Электронный ресурс] // www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com.
    7. Основы религиозных культур и светской этики. Об учебном курсе [Электронный ресурс] // http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402.
    8. «Письмо десяти академиков» [Электронный ресурс] // http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html.
    9. Резолюция BPHC «О преподавании Основ православной культуры в школе» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/209473.html.
    10. Шестун Г., игумен. Православная культура – культура Право-славной цивилизации [Электронный ресурс] // www.fondiv.ru/articles/1/164.

    Научная литература:
    11. Балицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
    12. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
    13. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.: Олма-Пресс, 2000.
    14. Большой толковый словарь русского языка – СПб.: Норинг, 1998. – 1536 с.
    15. Бородина А.В. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 64 с.
    16. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие. – М., 2002. – 128 с.
    17. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
    18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
    19. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика. – 2003. – №5.
    20. Кураев А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету? – М.: Грифон, 2007. – 272 с.
    21. Кураев А.В., протодиакон. Основы православной культуры. 4-5 классы: уч. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
    22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: уч. пособие. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
    23. Марсадолова Т.Л. Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011.
    24. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
    25. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – , 2011. – 182 с.
    26. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
    27. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия. – Т. 1. – 1998. – 670 с.
    28. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способ-ностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – : Деловая книга, 2001. – 141 с.
    29. Уваров М.С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. – 2003. – №1.
    30. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
    31. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. – М.: Просвещение, 2002. – 336 с.
    32. Шевченко Л.Л. Православная культура: уч. пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009. – 128 с.
    33. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
    34. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М. Борисовой. – : НПО «МОДЭК», 1998. – 303 с.

    Общий объем: 31

    Год: 2016

    Вестник ПСТГУ

    IV: Педагогика. Психология

    2012. Вып. 4 (27). С. 7-12

    Теория и методика преподавания

    РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ1 Т. В. Склярова

    В статье рассматриваются теоретические подходы к преподаванию религиозной культуры в современной школе на примере предмета «Основы православной культуры»; охарактеризованы общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры; сформулированы особенные принципы преподавания православной культуры - христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, не-завершимости.

    Актуально ли в наше время обсуждать теорию и методику преподавания любого предмета, а тем более религиозной культуры? Глобальные тенденции выбора предметов, форм и методов обучения, которые одинаковы во всех странах, казалось бы, нивелируют академические традиции, сводя все образование к сфере потребления услуг. Парадокс, но именно выявление научного и методологического каркаса учебного предмета позволяет сохранить его содержание и специфику не только для возможности дальнейшего использования, но и для развития этого направления в целом. Аналогично тому, как в годы гонений на Церковь специалисты делали чертежи храмов, обреченных на разрушение, фиксировали редкие техники церковного шитья или пения, видимо, стоит сосредоточиться на описании имеющегося опыта передачи православной традиции подрастающему поколению, независимо от требований современности ко всей системе образования.

    Чтобы объяснить свою позицию, хотелось бы поведать историю почти двадцатилетней давности. В начале 1990-х гг. в статусе аспирантки педагогического университета я собирала по крупицам информацию о том, как в XX вв. развивалась православная педагогика. Естественно, мои изыскания были обращены к деятельности Религиозно-педагогического кабинета при Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже и к научно-педагогической работе лично прот. Василия Зеньковского. Все, что было доступно в открывающихся российских архивах, свидетельствовало о том, что много очень ценного материала находится вне России. Но самый ценный источник информации - это живые сви-

    1 Доклад, прочитанный на Педагогической секции Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ 20 января 2012 г. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-06-00356а «Религиозное образование в современной России».

    детели. Поэтому когда в 1994 г. Софья Сергеевна Куломзина приехала в Москву для участия в Рождественских чтениях, я одолела ее своими многочисленными вопросами о деятельности Религиозно-педагогического кабинета в Париже, сотрудником которого она являлась (о чем я знала из публикаций того времени). Велико было мое удивление, когда она весьма скептично отозвалась о деятельности этого «кабинетного кабинета», объяснив мне, что вся их работа сводилась к заседаниям и совещаниям, «в то время как мы, простые педагоги, сами разрабатывали программы летних лагерей, делали учебные пособия для воскресных школ и прочую педагогическую работу». Мое великое недоумение разрешил научный руководитель: «Это вечная проблема противостояния теоретиков и практиков в педагогике. Практики полагают, что теоретики им не нужны и вообще излишни, занимаясь никому не нужным бумагомаранием. Тогда как опыт практической деятельности обобщается и анализируется, тем самым сохраняясь в педагогике, именно теоретиками педагогики. Откуда ты узнала о том, что Куломзина работала в РПК? Из публикаций этого “кабинетного кабинета”. Вот и ответ на твое недоумение».

    С тех пор я поняла, что теоретизирование в педагогике тоже необходимо.

    Теоретические основы преподавания религиозной культуры в современной школе, на наш взгляд, представлены в отечественной педагогике двумя крупными направлениями. Первое направление отражает комплекс имплицитных представлений педагогов, преподающих основы православной культуры и вероучения, второе направление связано с теоретическими работами Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии и его директора Ф. Н. Козырева. В настоящее время искусственно формируется еще одно направление, связанное с введением в 4-5 классах общеобразовательных школ России курса «Основы религиозных культур и светской этики». Кратко охарактеризую последние два направления, чтобы подробнее раскрыть первое.

    Экспериментальное введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» первоначально предполагало обобщение и систематизацию уже имеющегося регионального опыта преподавания религиозных культур (в первую очередь православной и исламской) и разработку механизма преподавания на федеральном уровне этих предметов, наряду с нерелигиозной этикой, в школах России. Однако на деле все складывалось иначе. Была предложена единая методология преподавания названных предметов, с тем чтобы все они раскрывали ряд социально значимых тем: «культура и традиции», «праздники», «семья», «труд», «природа и экология», «война». Таким образом, мировоззренческое и этическое разнообразие религиозных культур оказалось сведенным к прикладной этике. Искусственность подхода и непродолжительность его применения не позволяют пока делать выводы о его целесообразности и эффективности.

    Работы Ф. Н. Козырева2 характеризуют теоретические подходы и принципы преподавания религии в европейских странах и США в XX в. Анализируя много-

    2 Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб., 2005; Он же. Гуманитарное религиозное образование: Кн. для учителей и методистов. СПб., 2012.

    образие подходов к передаче религиозной традиции в образовательных учреждениях, исследователь отмечает, что «идея содержания учебного предмета определяет не только отбор учебных тем и материалов, выстраивание логики учебного предмета, но и разработку процедур, с помощью которых можно оценить результативность усвоения этого содержания»3. Вместе с тем изучение предметов «религия» и «религиозная культура» в школьном образовании Ф. Н. Козырев выносит за рамки совместной деятельности религиозных объединений и школы, полагая, что содержание и методику преподавания этих предметов определят ученые и педагоги, но отнюдь не сами носители конкретной религиозной традиции.

    Направление, в котором содержание и методику преподавания религиозной традиции и культуры определяют ее носители, представлено в современной педагогике работами Л. П. Гладких, С. Ю. Дивногорцевой, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, Т. И. Петраковой, О. М. Потаповской, Л. М. Харисовой, О. Л. Янушкявичене.

    Охарактеризуем подробнее теоретические основы и методические принципы преподавания православной культуры в современной школе. Как отмечалось выше, теория преподавания ОПК в настоящее время существует в имплицитной форме, общие закономерности подразумеваются, на них основывается эмпирический опыт преподавания, но научные формулировки во всей полноте не представлены. Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции. Подчеркну, что это изучение не самой вероучительной традиции, стержнем которой является богослужение, а ее культуры во всех сферах человеческой жизни. Вот несколько примеров, подтверждающих данный тезис. Прочтение стихотворения Иосифа Бродского «Сретение» будет затруднительным для человека, не знакомого с библейским повествованием о событиях, связывающих Ветхий и Новый Завет. Витражи Шартрского собора, фрески Микеланджело, иконы Андрея Рублева раскрывают содержание христианской картины мира, повествуют о событиях Священной истории, предоставляя материал для ориентации в смыслах человеческой деятельности и осуществления нравственного выбора. Таким образом, теория преподавания ОПК тесно связана с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

    Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету. Кратко охарактеризуем их.

    Общие принципы дидактики - научности, системности, культуросообраз-ности, природосообразности, последовательности изложения - не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

    Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в хри-

    3 Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. С. 129-130.

    стианском богословии. Приведу два примера, иллюстрирующих игнорирование и нарушение этого принципа. Школьный педагог, автор методических рекомендаций к изучению ОПК, предложила для эффективности запоминания материала свою классификацию церковных таинств - повторяемые и неповторяемые. Это пример игнорирования существующей традиции изучения данного материала. Нарушение принципа научности продемонстрировала автор одного из учебных пособий, которая предложила познакомить школьников с новозаветными событиями на материале русских духовных стихов - апостол Петр ходил по Руси, а вознесение Христа происходило на фоне русских берез.

    Принцип системности реализуется в соответствии преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения данного предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала приведем учебное пособие протодиакона Андрея Кураева4, в подготовке которого автору статьи довелось принять некоторое участие. На вопрос о главной идее и логическом стержне его учебника отец протодиакон ответил в терминах богословия «от христологии к антропологии, а от нее к сотериологии». Таким образом была сформулирована система изложения материала для четвероклассников - от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Это часть христологии. Далее следуют антропологические темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

    Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообраз-ности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции. В этом отношении большинство учебных пособий по ОПК демонстрируют нарушение действия названного принципа по двум причинам. Первая, наиболее распространенная, - представление о православной культуре как об атрибуте давно минувших дней. Одежда и речь персонажей искусственно состарены, образцы для подражания жили в прошлых веках, никакого мостика к реалиям сегодняшней жизни нет. Как ученику сориентироваться в смыслах человеческой деятельности, в направлениях нравственного выбора, когда он имеет дело с музейными экспонатами и не представляет себе, в чем состоит их нынешняя ценность? Второй тип нарушения принципа культуросообразности в учебниках ОПК связан с отбором и изложением материала, игнорирующими эстети-

    4 Кураев А., протодиак. Основы православной культуры: Учеб. пособие для общеобразо-ват. учреждений: 4-5 классы. М., 2010.

    ку православной традиции и спекулирующими на современных реалиях. В этом отношении печальную известность получили учебники Б. Якеменко5. Курс лекций для выпускников школы содержит такие актуальные темы, как «Кино и православная культура», «Коммунистическая партия как новая церковь», «Православие и русский рок», «Православие и Интернет». Изложение материала и иллюстративный ряд этого учебного пособия отражают популярную культуру, в которой автор ищет и находит элементы культуры Православия, игнорируя при этом сложившиеся в Православии эстетические каноны.

    Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка6 (стадии интеллектуального развития, по Ж. Пиаже). Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков - ситуации морального выбора, а для старших подростков - образы дружбы и любви.

    Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650-1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

    В качестве особенных дидактических принципов преподавания основ православной культуры назовем следующие: христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

    Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплоще-ния, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

    Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

    Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

    5 Якеменко Б. Основы православной культуры. Ч. 1. М., 2008; Он же. Основы православной культуры. Ч. 3. Курс лекций для 10-11 классов. 1917-2009. М., 2009.

    6 Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

    Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос - это Бог и человек одновременно.

    Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

    Ключевые слова: религиозное образование, религиозная культура, методика преподавания православной культуры.

    Theory and Methodology of Teaching of Religious Culture in Schools

    Tatiana V. Sklyarova

    The article examines the theoretical approaches of teaching religious culture in the modern school as an example of the subject «Fundamentals of Orthodox Culture». General didactic principles described in the methods of teaching of Orthodox culture. The special principles of teaching Orthodox culture are formulated - Christocentric, hierarchy, antinomy, unfinalizability.

    Keywords: religious education, religious culture, methodology of teaching of orthodox culture.

    Болезни